0
1174
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

18.10.2001 00:00:00

Толстой и бинокль

Тэги: великие, литературные, встречи


Среди великих: Литературные встречи. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001, 445 с.

НЕ ОДНА лишь зависть к чужому успеху, как написано в предисловии, объединяет эти "маленькие воспоминания" журнальных беллетристов XIX века. Более весомая причина и проще, и важнее - гонорар. По крайней материальной нужде можно еще раз напрячь свою память и фантазию и рассказать (в том числе и с чужих слов) о том, как повстречал в поезде Гоголя с Брюлловым или был очередным послеобеденным посетителем Ясной Поляны. Такая понятная цель, как пропитание, оправдывает даже умышленное вранье, замаскированную ненависть и глупое восхищение. Тем более что самим объектам от мнения уцелевших соглядатаев ни жарко, ни холодно.

Для современного читателя интерес здесь в другом. А именно в свойствах жанра ретропопыток оказаться с великими на дружеской ноге. Метаморфозы, которые в нем таятся, любопытны сами по себе. К примеру, любая вольность в трактовке личности классика, любая фамильярность по отношению к нему тут же подчеркивает масштаб дерзкого автора. Дословное же повторение разговора превращается в гротеск. "Это что за штука?" - спросил Лев Николаевич. "Это бинокль..." - ответил я, не понимая, почему граф не хочет обнаружить свое знакомство с этим общеизвестным оптическим аппаратом.

Лев Николаевич принял бинокль и начал смотреть не в маленькие стекла, а в большие. Я его поправил. Тогда он стал смотреть, не выдвинув винтом трубки с малыми стеклами, и сказал: "Ничего не вижу..." Я показал, как нужно действовать винтом бинокля, но граф отказался от аппарата... Я не счел себя вправе таить от общества этот эпизод из жизни великого писателя".

Пафос подобных сценок, как у Алексея Мошина ("Толстой у Поленова"), взяли потом модернисты для сознательной профанации достоверности, вроде замечательных анекдотов Хармса о Пушкине. Однако реальной основы они уже не несли, тогда как "сенсационные свидетельства современников" тем и хороши, что вмещают действительные события. Игра в "верю - не верю" всегда соблазняла читателей массовой периодики, а авторам приносила честно заработанные деньги.

Впрочем, в книге имеются не только фривольные истории и злобные инвективы, но и попытки филологического анализа. "Нескромные догадки" Ивана Леонтева-Щеглова о неприязни Баратынского к Пушкину вполне могли быть серьезным исследованием, но из-за нехватки материалов тянут лишь на психологический очерк любителя.

Именно вдохновенное любительство, уверенное в себе и в своей публике, производит эти пестрые заметки в ранг историко-литературного источника. Их можно сравнить с комнатой смеха, где знакомые физиономии грубо искажены, но этим и доставляют нам удовольствие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1373
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
981
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1587
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
1123

Другие новости