0
1146
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

23.10.2003 00:00:00

Лавр цветущий Мандельштам

Тэги: Лекманов, Мандельштам, биография


Олег Лекманов. Жизнь Осипа Мандельштама. Документальное повествование. - СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003, 240 с. (Русские поэты. Жизнь и судьба.)

Редко бывает, чтобы биография несовременника несовременнику удалась. От человека в культуре остаются знаки. От поэта - тем более. И тем более, если этот поэт - Осип Мандельштам.

Олег Лекманов хоть и зашел на заповедную территорию жизни героя через широкие врата поэтического и мемуарного его наследия, но не превратил "документальное повествование" в филологический невроз, при котором всякая сноска собрсоча становится предметом исследовательской бессонницы. Документ остался документом, а лаконичный комментарий к нему - жестом изящества и осторожности, завещанной всем нам еще Лотманом.

Значение биографии поэта не только в том, что она у Мандельштама - первая в истории русской литературы. Оно и в человечности подхода к материалу, пришедшей как-то сразу, без опозданий, не в виде оправдания или полемического ответа иному неудачливому биографу. Лекманов легко движет читателя (а установка такова, что он может быть и маргиналом словесности без особой тяги к акмеизму) от даты к дате, от города к городу - Москве, Питеру, Воронежу, - попутно умея дать емкие портреты-характеристики Анны Ахматовой, Бенедикта Лившица, Георгия Иванова и Зинаиды Гиппиус. Нет, отнюдь не беспристрастием дышат его эпитеты: "Петербургские зимы" Иванова, в которых - ценнейшие сведения о взаимоотношениях Мандельштама и Николая Гумилева, "желтоваты"; Корней Чуковский - "вполне здравомыслящ", Марк Лозинский, тот самый, что переводил "Божественную комедию" Данте, заслужил репутацию поэта "своеобразного" (риторическая фигура умолчания), а Набоков, бывший несколько лет спустя после Мандельштама студентом прогрессивного Тенишевского училища, - "язвительного".

Очень мастерски сделаны шпажные выпады мнений. Очень к месту ирония. Чувствуешь свободу исследователя быть самим собой, а не бледной тенью кумира. Лекманов к Мандельштаму подбирался долго: сначала была монография по акмеизму, затем - ряд публикаций в питерской "Звезде". Спецкурсы на журфаке МГУ┘ подобно хорошему вину, "Жизнь Осипа Мандельштама" радует выдержкой. Эрудиция биографа позволяет Лекманову иной раз делать сопоставления по центробежности читательской мысли: вот, например, Эмиль Вениаминович, отец будущего поэта, служил перчаточником в Динабурге (ныне Двинске). Деталь, казалось бы. Ан нет. Ну-ка, чей отец еще был кожевенных дел мастером? Конечно, Вильяма нашего Шекспира. И если опереться на это "потаенное" между строк знание, судьба Мандельштама обрастает многими причудливыми знаками.

Подборкой цитат Лекманов обязан мемуарам Эммы Герштейн, Семена Липкина, младшего брата Осипа Эмильевича Евгения и супруги - Надежды Мандельштам. "Шум времени" 1925 года и "Египетская марка" 1927-го вообще составили хронологический костяк сюжета. При том, что околобиографическими вспышками имя Мандельштама было осиянно еще в дневниках Ахматовой, Цветаевой, Елены и Михаила Булгаковых и проч, и проч., лекмановская версия прочитывается не банально.

Хрестоматийный телефонный разговор Сталина с Пастернаком по поводу ареста мятежного поэта грамотно помещен в контекст ненападения на автора "Доктора Живаго". Почему говорю об этом - да потому, что сей момент пастернаковского бытия провоцировал уже многих и многих исследователей на всяческие каверзы.

И особенно приближает "Жизнь Осипа Мандельштама" к трогательному и очень личному тексту портретный контрапункт: из главы в главу под разными взглядами врагов и друзей Мандельштам проходит с гордо (лихо, романтически┘) запрокинутой головой.

Тяжесть смотреть не в небо, но под ноги, разумеется, как это случалось всегда в России, легла на хрупкие плечи Надежды Яковлевны. Видимо, фигура ее настолько велика и настолько заслуживает отдельного большого и веского Слова о себе, что Лекманов спешно рассказывать не захотел и предпочел сконцентрироваться на чем-то одном. Место Надежды Мандельштам в биографии мужа, место "важной" женщины, скромного идеала и - чувствуешь в неизъяснимости композиции "Жизни┘" - идеала, которого по-хорошему "довольно слабый и лживый" в быту человек был не достоин. Таково по крайней мере мнение Ольги Ваксель - одной из бессчетных муз-любовей поэта.

Опять же: описание увлечений, свойственных всякому творческому человеку, ни в малой степени не скандализирует общую направленность мысли биографа. И послевкусие книги - почтительность к последнему акмеисту нашего времени. И сила ее - желание помнить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
573
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
663
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
359
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
240

Другие новости