0
24224
Газета Культ и культура Печатная версия

31.10.2023 16:57:00

Сакральность без клерикальности

Как деньги могут способствовать духовности

Сергей Макин

Об авторе: Сергей Николаевич Макин – историк, журналист.

Тэги: история, традиция, вера, деньги, античность, мифология, символика, православия, ислам, догматика, россия, культ, культура


история, традиция, вера, деньги, античность, мифология, символика, православия, ислам, догматика, россия, культ, культура Храмы на деньгах светского государства можно представить корректно, если они будут показаны через произведения искусства. И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894. ГТГ

При римском императоре Веспасиане и его сыне Тите, подаривших миру выражение pecunia non olet, деньги не пахли, откуда бы они ни брались: в античности существовали лишь металлические монеты. С появлением бумажных купюр ситуация изменилась. У Чехова в «Ионыче» доктор Старцев принюхивается к деньгам: «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это – по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, – было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет».

А чем пахнут деньги современной России? Международная обстановка потребовала большего патриотизма даже от денег. Сыр-бор разгорелся из-за архитектурных сооружений Казани, которые поместили на 1000-рублевые купюры образца 2023 года (Центральный банк Российской Федерации уже отзывает банкноты).

Трудно отразить межконфессиональное и межнациональное согласие только через здания и статуи. Между тем для гравюр на бумажных деньгах избрали тему «Зодчество и скульптура», резко сузив выразительные и смысловые возможности изображений. Говорят, архитектура – застывшая музыка. А почему не привлечь музыкальные постановки? Для Казани идеальным вариантом было бы изображение на одной из сторон купюры сцены из балета «Шурале». В его создании приняли участие не только татары – композитор Фарид Яруллин, поэт Ахмед Файзи, балетмейстер Гай Тагиров. Новую оркестровку осуществили русский Владимир Власов и немец Владимир Фере. Еврей Леонид Якобсон стал не только одним из авторов либретто, но и постановщиком этого балета в Кировском театре. Главная героиня «Шурале» – девушка-птица Сююмбике, тезка царицы, в честь которой названа знаменитая башня Казанского кремля: полумесяц на ней и явился причиной денежного скандала. Конечно, балет «Шурале» и тем более история его создания не всем известны. Ну так надо вести просветительскую работу, больше внимания уделять не культу, а культуре, посещать храмы искусства.

Есть и другой пример неудачного решения «татарского вопроса». О чем думали современные герольды, когда красили гербового московского змия в черный цвет? Наверное, о старорежимных традициях: так, мол, было при царе-батюшке. Плохо было, потому что выглядело бестактно по отношению к Казани, на гербе которой – мифический черный крылатый змей Зилант. Московского «гада» лучше сделать золотым. Так было и на гербе Московской губернии, который Павел фон Винклер, один из видных дореволюционных российских герольдов, описал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Утвержден 1856 г. В червленом щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряной тканью с золотой бахромой, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем». Получился бы символ и агрессии, и губительной власти золотого – даже не тельца, а целого крокодила с крыльями. «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!»

Сегодня любят цитировать фразу Александра III: «Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Однако царские армия и флот оказались не лучшими союзниками, поскольку при сыне Александра III они потерпели поражение в войне с Японией, а в Первую мировую не смогли победить в войне с Германией. Более плодотворна другая идея: главный союзник России – культура. Такого мнения придерживается Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

Добавлю: культура не только отечественная. Французские музыкальные телеканалы Mezzo и Mezzo Live демонстрируют оперные и балетные постановки наших театров даже в период «отмены» российской культуры. В показанной ими записи спектакля Большого театра партию Садко исполняет узбек Нажмиддин Мавлянов, партию Волховы – татарка Аида Гарифуллина. Аполлон и Терпсихора стараются сгладить межнациональные и межрелигиозные разногласия. Воистину они самые подходящие боги для нашего времени.

Не только музыкальный театр, но и живопись могла бы найти отражение на российских деньгах. Не все подойдет: из-за малых размеров бумажных купюр придется отклонить многофигурные композиции Василия Сурикова. Отпадает репинский Иван Грозный, убивающий своего сына, ибо сказано: «Не убий». Уместна в музее, но недопустима на банкноте картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»: бой христианина с мусульманином может быть истолкован как призыв к религиозной войне. А «Богатыри» Виктора Васнецова годятся: сражения тут нет. И полотно «На пашне. Весна» Алексея Венецианова достойно быть помещенным на купюру: возвышенно изображен труд. Обнаженное тело не даст шансов «Купанию красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина: общество у нас пуританское. Зато его «Петроградская мадонна» подойдет идеально. Ибо здесь Богоматерь – любимый образ России, но в светском обличье.

Произведения зодчества и ваяния могут и должны оставаться на российских банкнотах. Но к выбору зданий и статуй стоит отнестись более осмотрительно. Биржа на 50-рублевой купюре с видами Санкт-Петербурга заставляет с иронией вспомнить слова из песни группы АББА «Money, Money, Money»: «Деньги, деньги, деньги – / Должно быть забавно / В мире богачей». Петропавловская крепость вызывает неизбежные ассоциации с тюрьмой. Скульптурное изображение Невы – не шедевр. Другое дело – портик Нового Эрмитажа с поразительными фигурами мифических атлантов.

Здесь сакральность без клерикальности. И возвышающий душу смысл.

Храмы на деньгах светского государства станут более корректны, если они будут показаны через произведения искусства. Межконфессиональному и межнациональному согласию способствовало бы использование шедевров иудея Исаака Левитана – гения русской живописи: его картин «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Над вечным покоем». Не обязательно давать гравированное изображение полотна целиком, достаточно фрагмента. Именно картину Левитана вспоминает Дар Ветер в «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова:

«Над излучиной огромной реки, образовавшей высокий мыс, стояла серая от старости деревянная церковь, сиротливо обращенная к простору заречных полей и лугов. Тонкий крест на куполе чернел под рядами низких тяжелых туч. На маленьком кладбище позади церкви несколько ив и берез склоняли под ветром свои растрепанные вершины. Низко опущенные ветви почти касались полуистлевших крестов, поваленных временем и бурями, среди свежей мокрой травы. За рекой громоздились серо-фиолетовыми глыбами ощутимо плотные облака. Широкая река отсвечивала безжалостным железным блеском… И вся гамма синевато-серо-зеленых красок картины говорила о просторах неурожайной земли, где человеку жить трудно, холодно и голодно, где так чувствуется его одиночество, характерное в давние времена людского неразумия».

Даже на деньгах можно дать ответы на вопросы, заданные в картине Поля Гогена: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» На картинах, где изображалась Богоматерь, она нередко кормит грудью: такова и эрмитажная «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, и «Петроградская мадонна» Петрова-Водкина. В православной живописи есть икона, которая так и называется – «Млекопитательница». Возможна такая расшифровка этого образа: от млекопитающих Homo sapiens должен произойти новый биологический вид – Deohomo, Богочеловек. Хочется верить, что в чреве России вызревает и наливается жизненными соками зародыш нового, более совершенного существа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Насколько немецкие политики осознают ответственность за будущее собственной страны

Насколько немецкие политики осознают ответственность за будущее собственной страны

Олег Никифоров

Скептический юбилей

0
2548
Что обещает проект "Планета Россия" нефтяному сектору

Что обещает проект "Планета Россия" нефтяному сектору

Михаил Сергеев

Социальные долги мешают двигаться к национальным целям развития

0
2431
А жил я в доме возле Бронной

А жил я в доме возле Бронной

Александр Балтин

К 25-летию со дня смерти Евгения Блажеевского

0
1255
Идет марсианин Иван

Идет марсианин Иван

Борис Колымагин

Коммуникация и ее модальности в русской поэзии XX века

0
1414

Другие новости