0
1443
Газета В царстве Кесаря Интернет-версия

28.11.2001 00:00:00

Специфика Дагестана

Тэги: демократизация, россия, общество


В результате процесса демократизации российского общества, в религиозной ситуации страны произошли принципиальные изменения. В отношении государства к религии и религиозным объединениям они нашли отражение в законодательстве страны, в практической его деятельности. Еще более существенные перемены произошли в общественном сознании людей: возросли авторитет религии, доверие к религиозным объединениям, надежды на них в деле духовного оздоровления общества.

Все эти процессы наглядно проявились и в Дагестане. Дагестанцы хорошо знакомы с качественными и количественными сторонами возрождения религии и всех религиозных институтов в стране и республике.

В Дагестане, крае многонациональном и многоконфессиональном, в котором в силу многих причин вопросы государственно-конфессиональных отношений занимают важное место и затрагивают интересы широкого круга людей, проект документа, предлагающего теоретическое обоснование политики Российского государства в сфере свободы совести, вероисповедания и определяющего области взаимоотношений власти и конфессий в новом веке, не остался незамеченным.

Наша республика многоконфессиональная, хотя большая часть дагестанцев исповедует ислам. Дагестан - составная часть России, в которой православие представляет самую многочисленную конфессию. Какое-либо предпочтение со стороны государства одной из этих двух конфессий не может не привести к ущемлению другой стороны, не говоря о правах других религиозных меньшинств. Поэтому, на наш взгляд, государству необходимо сдерживать претензии представителей той или иной конфессии занять особое исключительное положение в стране или отдельном регионе.

Это, однако, не означает, что государственные органы должны игнорировать неравнозначную социальную роль той или иной конфессии в конкретном регионе. В этом мы согласны с разработчиками концепции государственно-конфессиональных отношений, специалистами Российской академии государственной службы (РАГС).

Законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях действительно передает органам власти значительные права и возможности, такие, как предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказание им финансовой, материальной и иной помощи, безвозмездная передача имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, информационная поддержка и т.д. Эти возможности могут реализовываться органами власти в том или ином объеме по своему усмотрению - и на практике они используются на местах для оказания поддержки традиционным конфессиям.

В то же время мы выражаем сомнение в предлагаемых разработчиками концепции формах совершенствования законодательства, когда дополнительными законодательными нормами планируется регламентировать порядок признания за конфессией статуса традиционной, представление ей льгот и государственной поддержки отдельных видов ее социально значимой деятельности. На наш взгляд, здесь возникнет множество вопросов. Традиционная для одного региона России какая-либо конфессия может не являться таковой в другом регионе. Кроме того, законодательное разделение конфессий на традиционные и нетрадиционные может создать проблемы с осуществлением равенства конфессий перед законом в том или ином регионе.

Считаем, что к вопросам изменения законодательства в указанной области в такой многоконфессиональной федеративной стране, как Россия, надо относиться очень осторожно.

В России сегодня остро стоит вопрос об отношении государства к экстремистским религиозно-политическим течениям, об ограждении общества от их разрушительного воздействия.

В нашей республике в силу объективных причин, связанных с распространением ваххабизма и военными событиями 1999 г., одними из первых в РФ перешли к решительным действиям в области защиты от враждебной идеологической экспансии, приняв Закон "О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории РД". Несмотря на некоторые недоработки, он стал действенной преградой на пути распространения этого экстремистского течения в нашей республике. Думаем, назрела пора принять соответствующие меры и на федеральном уровне.

В проекте концепции, подготовленной специалистами РАГСа, признается, что государству в его вероисповедной политике предстоит соединить реализацию конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом с обеспечением интересов национальной безопасности в духовной сфере, приоритетным вниманием к сохранению, возрождению и развитию исторического культурного наследия народов России, их традиционных духовных ценностей, в том числе религиозных.

Дагестан - одна из республик, где действует свой Закон "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организаций", учитывающих местную специфику. Не все его положения соответствуют федеральному закону, есть некоторые противоречия. Принятие концепций государственно-конфессиональных отношений и проведение единой, сбалансированной вероисповедной политики в РФ, на наш взгляд, должно способствовать разрешению подобных противоречий.

Очень важно, на наш взгляд, в концепции государственно-конфессиональных отношений определить позицию государства по отношению к таким характерным чертам современной религиозной ситуации в стране, как политизация деятельности ряда конфессий и проявление клерикальных тенденций в обществе.

В свете дискуссии, которая идет в дагестанском обществе в последнее время, эти проблемы и позиция государства по ним для нас чрезвычайно актуальны. Что считать политизацией, а что - допустимыми процессами в современных отношениях государства и религиозных организаций? Как должны вести себя государство и религиозные объединения в ряде конкретных областей взаимоотношений: в деле благотворительности и социального обслуживания, в сфере образования и культуры и т.д.? На эти и многие другие вопросы новая концепция государственно-конфессиональных отношений должна дать однозначные ответы.

Мы считаем, что светская модель государственного устройства, безусловно, является предпочтительной в сравнении с другими теоретически возможными моделями государственной вероисповедной политики в многоконфессиональном и многонациональном государстве, каковым является РФ. Это должно быть четко отражено в концепции. Так же, как и то, что сотрудничество или партнерство, характер которого приобретают сегодня взаимоотношения между государственными и религиозными объединениями в РФ, не противоречат принципу светского государства, которое предполагает четкое разделение их функций.

С проблемой принятия концепции единой вероисповедной политики тесно связан вопрос о государственных структурах, которые эту политику должны проводить. Проведение продуманной вероисповедной политики государства нуждается в наличии единого информационного поля и базы данных, профессионально подготовленных специалистов, в координации действий государственных структур и т.д.

Этой работой в нашей республике небезуспешно занимается Комитет правительства по делам религий. Мы согласны со специалистами РАГСа - разработчиками проекта концепции, что в целях обеспечения координации и управления отношениями государства с религиозными объединениями, реализации государственной вероисповедной политики необходимо образовать федеральный государственный орган по делам религиозных объединений.

Надеемся, что после принятия федеральной концепции государственно-конфессиональных отношений проблем в этой области станет намного меньше, а четкости и скоординированности органов власти в центре и на местах - значительно больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1420
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1467
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1182
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1011

Другие новости