0
3685
Газета Люди и положения Интернет-версия

24.10.2014 00:01:00

Гротеск, обличающий искусство

Тэги: сальседо, выставка


сальседо, выставка Сальседо любит играть с масками и смешивать понятия: веселое и грустное. Фото автора

Авангард – что азбука без пояснений: много ли извлекут слушатели из композиции Джона Кейджа «Четыре минуты тридцать три секунды»? Трехчастное произведение, музыканты сидят и смотрят в зал – ни единой ноты. Немного, но слушатели-зрители хотя бы прислушаются и задумаются. Быть может, букв в модерновой азбуке тоже нет.

В этом смысле с постмодерном несколько проще. В нем есть объект и субъект, и он взывает к прошлому. Без ссылок нельзя. Это не картины Ланы Ньюстром – пустые стены, невидимые пейзажи и портреты, сотрясающие воздух слова, к которым не придерешься. Постмодерн также самоироничен. И рефлексивен. К рефлексии чистого вида относятся и произведения испанца Самуэля Сальседо, выставленные ныне в галерее Osnova в рамках его программы «Вот почему я легок, легок, как воскресное утро».

Дерево, металл и полиэфирная смола – в качестве материалов. Твоя жизнь, что череда повторяющихся событий, прячущихся, как и ты, под маской. Сальседо не обращается к технологиям – аллюзий на смартфоны, планшеты, Facebook и прочие новаторства тут нет. Разве что немного современной зоолатрии – культа животных. Вместо кошечек – заяц (или кролик) с человеческим, искореженным – сомкнутые глаза, раздутые щеки – лицом. Вместо метонимии – метафора. Не обезьяна с маской человека, а человек под маской обезьяны.

232-11-2_t.jpg
Самуэль Сальседо пытался объяснить журналистам
смысл своих работ. 
Фото автора

Но показ человека без маски, судя по всему, не входит в задачи испанца. Причем сам он говорит, что любит смешивать понятия: веселое и грустное. Любит играть с понятием маски. По его словам, это все рефлексия – реакция на человека, общество, друг над друга, на то, как и какими мы видим себя, друзей, тот же социум. Но в данном случае слушать автора – все равно что нажимать на внутритекстовые ссылки в любой из статей «Википедии»: все равно придешь к понятию философии. По нынешней традиции: произведения стали куда больше нуждаться в художнике, чем художник – в произведениях.

Забавные уродцы Сальседо – открытые произведения, свободные для интерпретаций и размышлений. Причем первыми на ум приходят острова Пасхи с их каменными гигантами-идолами. Тот же Джон Кейдж не был первым абсолютным минималистом – «послушайте» «Траурный марш для похорон великого глухого» Альфонса Алле. 

(А до того были и «Раздражения» Эрика Сати.) Возможность поискать параллели, поучаствовать в своем собственном театре – в этом безусловный плюс выставки.

Минус – в самом художнике. Если твоему представлению на твоей сцене кто-то мешает пояснениями, что «действие объясняет суть мироздания», пусть это хоть сам строитель театра (а к этому в последнее время и сводится смысл художника) – это неприятно. Другой минус – отсутствие «укола». Головы, разбросанные по книжным полкам, валяющиеся на полу мусорными мешками, – это произведения, в которых не за что зацепиться. Их хочется потрогать, чтобы узнать и понять материал. На них хочется и интересно смотреть. Но взгляд не цепляется ни за что – его ничто не раздражает, не волнует, нечему вызвать отклик. Они цельны сами по себе, сами по себе – «укол».

Сальседо, конечно, доводит все до абсурда. Его выставка и его работы – гротеск, обличающий не только общество и людей, но и само искусство. Тот же самый мусорный мешок в бесконечности всплывающих в голове ассоциаций приводит к мысли об упадке. Обнажающие человеческие потребности две работы про людей-обезьян ироничны настолько, что становится не смешно.

Изобретение постмодерна – доказательство тупика, в который зашел когда-то авангард. Искусствовед, обозревавший работы Сальседо, начал со слов: «Вероятно, когда Супермен после спасения жителей Манхэттена от очередной атаки Лекса Лютора возвращается домой и снимает свой костюм, он бродит в нижнем белье, смотря по телевизору повторы «Баек из склепа». Можно было бы ограничиться этим. Твоя жизнь – что череда меняющих друг друга брендов, масок и массового искусства, говорящего много, но не говорящего ничего. Жизнь не слишком изощренного потребителя, для которого, кажется, и предназначены работы Сальседо.

Но хочется оставаться оптимистом-ретроградом: Супермен спасал Метрополис, в Нью-Йорк его не заносило.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2564
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2273
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1743
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1576

Другие новости