0
4435
Газета Люди и положения Интернет-версия

19.12.2014 00:01:05

Универсал с экзистенциальной меланхолией

Тэги: джакометти, скульптура, вена, австрия, выставка


джакометти, скульптура, вена, австрия, выставка Вытянувшиеся в струну изваяния «отбрасывают» белые тени.

На современном арт-рынке скульптуры Альберто Джакометти считаются  самыми дорогими в мире. В 2010-м джакометтиевский «Шагающий человек I» ушел с молотка на Sotheby's за 104 млн долл., поставив ценовой рекорд на произведение скульптуры. А в начале минувшего ноября на том же аукционе «Колесницу» продали за 100,9 млн долл. 

В Музее Леопольда в Вене выставили и хрестоматийных шагающих человечков и «Колесницу» – благо скульптор по многу раз возвращался к одним сюжетам. Объединив усилия с цюрихским Кунстхаусом, Музей Леопольда показывает как Джакометти, пройдя «насквозь» кубизм и сюрреализм, двигался к своим тонким, сходящим на нет скульптурам. Потому озаглавлено все это «Джакометти. Пионер модернизма» и кроме его работ сюда свезли опусы современников из разных коллекций.

«Они появляются или исчезают?», – спросил как-то Сартр скульптора, глядя на его вытянувшиеся в струну изваяния. Ответ был: «И то, и другое». Первопроходцем модернизма Джакометти, конечно, не назовешь: младше XX века на год, он просто многое уже открытое смог примерить на себя. Поэтому выставка начинается и, закольцовываясь, завершается тем, что было его стилем, – колесница, клетка, человек: скульптура как вычитание плоти (и те же мотивы в его живописи). В самом начале показа, как древнеегипетские истуканы, стоят совсем другие, будто царапающие воздух и хватающиеся за него «острыми» силуэтами и одновременно в нем «тающие» джакометтиевские персонажи, – их истаивающая плоть акцентируется нарисованными на стенах белыми силуэтами-тенями. А дальше уж про азы модернизма.

Андре Мальро в «Голосах безмолвия» писал, что «художником человека делает именно то, что открытие произведений искусства в молодые годы задевает его глубже, чем открытие вещей, которые породили эти произведения». И отец Альберто, Джованни Джакометти, и его крестный Куно Амье были художниками, один его брат, Диего, тоже станет скульптором, второй, Бруно, – архитектором. Когда тут показывают, с чего все начиналось, неподалеку от ярких постимпрессионистических картин отца да крестного Джакометти оказывается и его довольно традиционный живописный автопортрет, и сделанные им бронзовые портреты родственников. Вот на диво реалистично переданная мальчишеская хрупкость брата Бруно, вот мать и отец, но лицо последнего как маска: глаза, нос, усы с бородой, рот процарапаны поверх гладкой поверхности (Джакометти шел в ногу с эпохой, увлекшейся и архаическими культурами, от кикладских идолов до африканского искусства).

Приехавший еще в 1922-м в Париж Джакометти метнулся там к кубизму, ломая грани. И одновременно с выставленными напоказ изворотливыми углами его объектов в музее «колются», «форматируя» привычный взгляд на вещи, картины Хуана Гриса и Джино Северини да скульптурная женщина с гитарой Жака Липшица.

Джакометти долго экспериментировал и  искал свой стиль.    	Фото пресс-службы музея
Джакометти долго экспериментировал и  искал свой стиль.    
Фото пресс-службы музея

Если бы не кризис, кто знает, нашел ли бы Джакометти свой стиль. В столице искусств он завел дружбу с Андре Бретоном, Максом Эрнстом, Миро и Пикассо (работы этих троих – в зале) и тоже взялся за сюрреализм, пытаясь в скульптуре поспеть за подсказками «автоматического письма». Получались то рука, пойманная в тиски отдаленно напоминающего швейную машинку механизма, то трудно поддающаяся переводу в слова загогулина с зубьями («Женщина с перерезанным горлом»). Останься художник там, вряд ли бы его сегодня так ценили: при всей несхожести человеческого подсознания сюрреализм все же был такой головоломкой-кунштюком, а это тоже приедается. Вероятно, он и сам это чувствовал, вновь обращался к реалистическим мотивам, чем привел в негодование соратников, и был изгнан из их круга.

От реалистических форм он все равно абстрагировался, но иначе. К тому же теперь Джакометти попал в круг экзистенциалистов, Сартра (который о нем напишет эссе «Поиск абсолюта») и Симоны де Бовуар. А потом пришла Вторая мировая война – и человеческая растерянность стала расти. Вот и джакометтиевские «фирменные» скульптуры то безутешно-неподвижно тянутся ввысь, то «застревают», как в гирях, в мощных постаментах. Нить с жизнью и с миром разорвана, а может, сами они натянутой до опасного предела нитью и стали. Напоследок Джакометти здесь решили зарифмовать не только с живописью другого экзистенциалиста, Фрэнсиса Бэкона, но и с абстракциями Сая Туомбли и Джексона Поллока. Формально вещи, конечно, далекие. Но и там, и там внутреннее напряжение. Просто у Туомбли и Поллока оно вырывается через открытый резкий жест, а у Джакометти, напротив, нагнетается через оцепенелую застылость. Послесловием тут идут фотографии из его мастерской. У него лицо из тех, что нравятся фотографам. Лицо, по которому «прошлась» жизнь.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости