0
5760
Газета Люди и положения Интернет-версия

25.09.2015 00:05:00

В Пушкинском музее – колдуны и ветры

Тэги: искусство, выставка, александр пономарев


искусство, выставка, александр пономарев Холод Антарктиды не отпугнул Александра Пономарева. Фото из архива Александра Пономарева

Моряк и художник – равнозначные части жизни Пономарева. Как спецгость VI Московской биеннале современного искусства он придумал для ГМИИ им. А.С. Пушкина – выставка откроется 1 октября – «Ветрувианского человека», соединив леонардовского «Витрувианского человека» с ветром, а пространство классического музея – со своей любовью к Антарктике. О том, как все это сплелось воедино и при чем здесь «Меланхолия» Дюрера, Александр ПОНОМАРЕВ рассказал корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ.

Современное искусство все чаще появляется в Пушкинском музее, и вы не просто делаете проект в зале Микеланджело, но и директор Марина Лошак согласилась, чтобы задействованы были даже фасад с колоннадой. Чего нам ждать?

– Музей как пространственная целостность уже в какой-то мере и есть инсталляция. Я своими конструкциями лишь стремлюсь сместить фокус. И раз уж это Пушкинский музей, вспоминается «Узник»: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора…» А проект мой как раз об открытости миру и о пропорциональности человека, природы и искусства. Свежий ветер, который будет дуть от фасада, колоннады и входа музея, будет развевать шесть внушительных конусов-ветроуказателей – «колдунов» на жаргоне летчиков и моряков. Для меня здесь важен контрапункт, образованный вертикалями колонн и горизонталями колдунов, статикой и движением, и все это вместе со звуком ветра и цветом конусов создает новую пластическую драматургию. Конусы сделаны точно по размерам колдуна, в котором я летал над Северной Атлантикой около мыса Фарвелл, подвешенный между мачтами на научном судне Академии наук «Академик Иоффе» (объект с этим видео будет внутри музея). Вместе с тем размер круга у колдуна задан пропорциями знаменитого «Витрувианского человека» Леонардо, но в соответствии с моим ростом. Там я стал этаким «Ветрувианским человеком» и сам превратился в прибор, а мое тело – как чувствующая поверхность Природы – считывало направления и силу ветров, закономерности планетного существования которых связаны едиными принципами как раз с пропорциями человека.

Вообще колдун – это конус, показывающий силу и направление ветра, их устанавливают в аэропортах, и если все другие приборы, не дай бог, откажут, пилот по ним сможет определить направление и силу ветра при посадке.

150925-9-2T.jpg
Пономарев в образе «Ветрувианского человека» в 
Северной Атлантике. 
Фото из архива Александра Пономарева

А здесь и сейчас мои колдуны превращают музей и в порт, и в аэропорт, призывая всех туда «лететь». На ветер и через ветер. Моя манифестация и в океане, и в музее выражает обретение мира в своей целостности, которой можно достичь через искусство и через поэзию. И пропорции для меня тут важны не столько в архитектурном плане, об этом уже и так очень много написано. Тут я выступаю посредником между простором и человеком и, обретая себя в этом потоке переживаний, фиксирую свой, дополнительный взгляд на необходимость возвращения человеку человеческой мерности. Сейчас, когда цивилизация вводит в наши вены обезболивающее успеха и денег, по словам Густава Майринга, «люди не идут никаким путем – ни путем жизни, ни путем смерти. Ветер носит их, как солому». И наша популяция постоянно увеличивается. Но, между прочим, по законам, которые открыл еще математик Фибоначчи (кстати, изучая размножение кроликов). А я, как современный художник, современными средствами напоминаю, что спираль Фибоначчи, его ряды – это еще и закономерности золотого сечения, по которым устроен и «Витрувианский человек» Леонардо, и все мы, и принцип, который галактика визуализирует в циклонах, штормах и ураганах. И человеческое в нас – не в стремлении все успеть, а в том, чтобы любить, ошибаться, впадать в меланхолию.

Как вам удалось уговорить Пушкинский музей сделать такую выставку?

– Да я особо не уговаривал, представил проект директору и коллективу, и они согласились. Конечно, я волновался, и то, что музей откликнулся, для меня очень важно. Вообще первый такой проект в классическом музее я делал с Лувром в 2006 году, тогда моя подводная лодка всплывала в фонтане сада Тюильри. Такое взаимодействие с классикой – уже давно обычная мировая практика, оно выстраивает точки преломления между современным видением и классическим искусством, художественный процесс обретает непрерывность. И я уже не в первый раз веду диалог с классиками, которые мне близки, а слишком ярых противников актуальности успокаиваю, что, если моя работа не понравится, глаз отдохнет на Дюрере, Пиранези, Хокусае и Матиссе в зале Микеланджело.

А почему вы выбрали зал Микеланджело?

150925-9-3T.jpg
Разукрашенная Пономаревым подводная лодка
однажды всплыла в фонтане сада Тюильри
в Париже.
Фото из архива Александра Пономарева

– Ну, выбирать в Пушкинском музее – не дело художника. Но вообще мне всегда очень нравилось, что в эпоху Возрождения, например, и Микеланджело, и Леонардо, по сути, занимались всем – были универсальными людьми. Жизнь их была более насыщенная. Мне близок такой подход, поскольку лично для меня одинаково важно и писать стихи, и конструировать, и быть моряком. Андре Мальро сказал, что «искусство – это антисудьба». Для меня, с моим бесконечным плаванием, любовью к авантюрам и к Антарктике, искусство – способ спастись от биографии как проекта цивилизации. Но я внедряюсь в музей, как мне кажется, аккуратно, не как пират, а как корсар с индульгенцией королевы.

А с чем связан выбор художников? Все из классиков, но пока я не понимаю, как они тут в ансамбле взаимодействуют.

– Графика будет в металлических витринах, похожих на штурманские столы. Ее отбирала замечательный куратор Саша Данилова, проработав историю с четырьмя сторонами света и направлениями ветра. А рядом будут мои традиционные рисунки на навигационных картах, часть из них сделаны специально для выставки, часть – подготовительных к этому и другим проектам. Я как бы вступаю в ненавязчивый диалог с классиками. Хокусай символизирует Восток. Там, кстати, есть гравюра с человеком, сидящим в круге, – такой, если смотреть с позиций моей выставки, ироничный отклик на «Ветрувианского человека». Пиранези с фантастическими пейзажами – Юг. Матисс с цветными декупажами, свободные цвета которых похожи на цвета колдунов, – Запад. А Дюрер с гравюрами, включая и хрестоматийную «Меланхолию», – Север. В «Меланхолии», кстати, изображен квадрат, который, как и ряды Фибоначчи, имеет магическую природу. А меланхолия – состояние повышенной чувствительности художника, в котором он и способен что-то делать.

Но, конечно, в этом проекте не обойти и архитектурную тематику. По своему обычаю концепции я пишу в стихах, мне так проще. И в этой концепции, в «Архитектуре ветра», я говорю, в частности, о том, что «мир подопру водяными колоннами/ их ордера, как небесными путами, спруты завьют кружевными волютами», что «это строение будет порт/ Или, точнее, аэропорт» и что «будет он двигаться, как корабль, но функционировать как музей». Вообще мне бы очень-очень хотелось сделать в Москве плавучий музей, но это уже другая история, моя мечта.

150925-9-4T.jpg
Скоро на японском острове Хонжима появится
инсталляция, посвященная морю и лодкам
Фото из архива Александра Пономарева

А еще я думаю о том, как интересно все совпало. Коллекция графики Пушкинского музея частично состоит из собрания расформированного Румянцевского музея. А Николай Петрович Румянцев сыграл одну из самых важных ролей в открытии русскими Антарктиды. Ведь когда завершилось кругосветное плавание брига «Рюрик» под командованием Отто Коцебу, Румянцев устроил в Петербурге, как бы сейчас сказали, «журфикс», посвятив прием этому возвращению, поскольку он участвовал в подготовке экспедиции. Туда пришел император Александр I, и Румянцев подал ему идею сформировать экспедицию по поиску южного континента, так Беллинсгаузен и Лазарев отправились в антарктическую экспедицию. А теперь часть графической коллекции из Румянцевского музея хранится в отделе графики, который любезно предоставил работы и для моей выставки.

Свои работы разных лет в целом вы рассматриваете как один непрерывный проект, решение какой-то одной задачи с разных сторон или для вас это все-таки независимые проекты?

– Проекты – это как топосы, между которыми я двигаюсь, остановки в моем плавании. А плавание одно, непрерывное. И конечно, мой нынешний проект цепляется за то, что я делал раньше. Вспоминая Платона, можно сказать, что я совершаю «обратное плавание»: он говорил, что, когда должно родиться новое содержание, происходит сборка процессов, в которых ты участвовал раньше. Другое дело, что это мое плавание не линейное, а трамповое: ты выходишь в море и не знаешь, куда попадешь. Ну или как в школьном курсе физики – траектория брошенного к горизонту тела зависит от скорости, ускорения и угла. Скорость я стараюсь задавать себе сам, а остальное уже делает ветер. И еще важно, чтобы в жизни был некий духовный камертон. Для меня, например, им во многом был Всеволод Некрасов, он очень тонко умел задавать жизни скорость. И, кстати, благодаря ему первая моя работа попала в ГМИИ.

Каким образом?

– В прошлом году наследники передали его коллекцию Пушкинскому музею, а в ней была моя шелкография, как раз на тему картографии, как и рисунки на теперешней выставке.

Вот вы упомянули Хокусая, у вас, кажется, в следующем году будет проект в Японии?

– Да, я в этом году впервые там побывал, хотя всегда любил японское искусство, и японские художники, мне кажется, все были такими номадами, путешественниками, а мне импонирует, когда искусство рождается параллельно с движением человека по жизни. В Японии есть три больших триеннале. И одна из триеннале – «Триеннале океана» – проходит на 12 островах внутреннего моря. Ею руководит Фрам Китагава, который, по сути, является строителем современного искусства в этой стране. Ну а я готовлю инсталляцию на острове Honjima (Хонжима) об островах и лодках, конечно! Но одновременно снова размышляя о преодолении границ и взаимодействии человека с пространством.

Два года работает придуманный вами павильон Антарктиды и на архитектурной, и на художественной Венецианской биеннале. Это шаг на пути к Антарктической биеннале современного искусства, которую вы уже давно готовите. Как продвигаются дела?

– Готовим, преодолевая бури внешних обстоятельств. А что касается павильона Антарктиды, сейчас там с успехом идет моя выставка Concordia. К сожалению, тот случай с затонувшим судном Costa Concordia, покинутым капитаном в 2012 году, как видно по нынешним обстоятельствам, не единственный. Это тоже разговор о разных гранях человеческого измерения. Concordia – «согласие», это и название судна, и консенсус, достигнутый лютеранскими теологами в 1580 году, и имя европейской станции в Антарктиде. И если сейчас, в разных смыслах, мы его не найдем, будет оверкиль, мы просто перевернемся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1780
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4343
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2378
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2703

Другие новости