0
821
Газета Кино Интернет-версия

15.06.2011 00:00:00

Торжество безразличия

Тэги: кинотавр, кинофестиваль


В минувшую субботу в Сочи прошла церемония закрытия 22-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», в ходе которой были объявлены победители. Решение жюри под председательством Александра Миндадзе многих удивило.

По правде сказать, расклад награжденных на сочинском киносмотре-2011 обескураживает лишь на первый взгляд. А присмотришься, и кажется если не оправданным, то уж точно сколь-нибудь логичным.

Лучшим фильмом стала картина «Безразличие» Олега Флянгольца. Тут история любовных отношений подается как полифонический рассказ не только о любви, но и об индивидуальном чувстве времени. Фильм был снят еще 20 лет назад, сейчас переработан, дополнен и окончательно смонтирован. Анимационные вставки, черно-белая стилистика, куски, становящиеся почти видеоартом. Плюс поэтапная смена повествовательных регистров: проживаемый город из прошлого показан глазами пса Тузика, девушки, парня, другого парня и т.д. Смешение эстетических пластов: визуальное обращается сразу к 1950-м, 1960-м и 1970-м, а звуковое остается в нашем настоящем. Все служит рождению множественных смыслов, чтобы после просмотра возникло и укоренилось желание проникнуть в природу этой смеси и объяснить себе причину.

За режиссуру наградили Бакура Бакурадзе. И не поспоришь. Его «Охотник» – самый ровно сделанный из всех конкурсантов. Через сдержанное повествование показана участь, уготованная человеку в современном мире. Единственное, в чем можно упрекнуть режиссера, – его исполнитель главной роли Михаил Барскович, непрофессиональный актер, все-таки фильм на себе не вытягивает. Не хватает ему внутреннего запала, чтобы подстегнуть действие. Зато его партнерша по фильму – Татьяна Шаповалова, тоже не профессиональный исполнитель, со своей художественной задачей справляется куда лучше. Лицо ее героини-зэчки, как промокашка, хранит следы пережитого. Шаповалову признали лучшей актрисой.

Приз за лучшую мужскую роль получил Константин Юшкевич («Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова). Однако выдающимся его исполнение можно назвать только на фоне нынешних конкурсантов. По той же причине, из-за отсутствия сильных, награда имени Григория Горина за лучший сценарий досталась Виктору Шамирову, Гоше Куценко и Константину Юшкевичу («Упражнения в прекрасном»). Хотя сценарий и в самом деле примечательный. И даже иронично-смешной, когда пускается в описание закулисной жизни одной антрепризной группы. Только убедительнее он смотрится как пьеса на театральных подмостках, а не как фильм на киноэкране.

Лучшим дебютом назвали «Бабло» Константина Буслова. Что и говорить, картина зрелищная. Такая средней руки криминальная комедия, главное достоинство которой в том, что она старается держаться жанра – и среди других конкурсных дебютов выглядит относительно гладко, держит ритм, подбрасывает незатейливых диалогов, чтобы сорваться в гогот. Можно не сомневаться, она уж точно найдет своего зрителя, и для этого вовсе не обязательно ее участие в «Кинотавре».

Лучшую операторскую работу разглядели в «Портрете в сумерках» Ангелины Никоновой. Фильм центральную героиню, красивую женщину (Ольга Дыховичная), выводит за грань ее привычно респектабельной жизни и знакомит с изнаночной реальностью. В историю верится не особо, слишком много нестыковок. Да и актриса сводит игру лишь к демонстрации своей природной прелести. Однако сняли ее любовно и эмоционально, за что, собственно, и остается хвалить операторов Ибена Булла и Эдуарда Ильина.

Спецдиплом жюри получила актриса Оксана Фандера за роль в «Огнях притона» у Александра Гордона с очень точной формулировкой «за неповторимое сочетание красоты и таланта». Больше, наверное, за первое. Второго не видно. Его напрочь закрывает отутюженная аляповатость фильма, где персонажи ходят, как в кукольном домике.

Осталось сказать, что сама затея повторить в конкурсе «Кинотавра» нечто похожее на Каннский фестиваль, но в локальном масштабе, в общем-то, провалилась. В этом году организаторы старались собрать в Сочи зрелищные, мейнстримные картины. Провалилась отчасти потому, что обращенное к массовому зрителю кино по качеству очень разнится. У нас оно действительно носит выраженный местный характер, отражая кризисное состояние отрасли и далеко не дотягивая до арт-мейнстрима, на который нацелены Канны. Если быть оптимистом, то впору сказать, что это – метка времени и через сколько-то лет в русский кинематограф вернется то, что принято называть мастерством. Ведь при трезвом размышлении мастерство, оно не менее важно, чем талант, и предмет искусства, чтобы стать таковым, как правило, предполагает наличие обоих. А пессимистом быть не хочется.

Сочи–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
518
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
606
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
528
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
428

Другие новости