0
4785
Газета Кино Интернет-версия

12.09.2013 00:01:00

Привет Навальному от Валенсы

Тэги: кинопремьера, анджей вайда, лех валенса


кинопремьера, анджей вайда, лех валенса Валенса – герой харизматичный. Кадр из фильма

Обычный человек живет своей жизнью: трудится, поднимает детей. Пытается решать проблемы – в основном бытовые. Однажды, правда, на работе неожиданно что-то вякнул по поводу несправедливости, выделился из массы. И с тех пор оказался делегатом массы. Залез на трибуну, организовал не одну акцию неповиновения. Кое-как, но стянул под своим началом разноплановые группы недовольных. Стал лидером оппозиции, а потом – президентом страны. Таков путь героя нового фильма Анджея Вайды «Валенса. Человек надежды».
 Премьера картины состоялась на 70-м Венецианском кинофестивале, который закончился несколько дней назад. Шли мы на показ, ведомые почтением к 87-летнему классику. А фильм оказался ничуть не тронутым усталостью, наоборот, полным энергии, азарта и куража. С героем ленты – легендарным политиком Лехом Валенсой Вайду связывают дружеские отношения (экс-президент Польши даже прилетел в Венецию на премьеру), но от этого экранный Валенса ничуть не покрылся бронзой. Напротив, моментами ирония режиссера по отношению к герою носит характер весьма саркастический. Никакой идеализации. Фильм Вайды – про человека из толпы, который совершенно не помышлял о политике, но был вытолкнут на трибуну  стихийной силой момента. В его действиях и речах нет лоска и гладкости, он делает ляпы, ошибается. На ходу учится искусству политического торга, обкатывает формулировки. Но назад ему дороги нет. Мужик закусил удила: готов сесть в тюрьму на годы, только не сотрудничать с  режимом. Как пишут в титрах, все совпадения случайны, но российскими глазами «Валенса» смотрится сегодня по-особому… Электрик Гданьского судоремонтного завода Валенса, конечно, не чета столичному юристу Навальному. Простоват, неучен. Ездит не на машине, а в трамвае. Но траектория судьбы навевает сравнения. Правда, Валенса для противостояния режиму создал независимый профсоюз «Солидарность», а Навальный – обличительный проект «РосПил».  
К режиму и у Вайды свои счеты, он их сводит методично. «Катынь» была реквиемом по поколению отца, «Валенса» – хроника лично пережитых событий. Мало кто из действующих ныне режиссеров так достоверно и беспощадно воссоздаст  застой, как это сделал Вайда. Даже в смысле фактур «Валенса» – более чем достойный образец исторического кино, но еще важнее то, как передана уникальная атмосфера социалистического заповедника. Ущемленное национальное достоинство, раздражение и – до поры – страх. Еще Польска не сгинела, но советские танки уже прошлись по Венгрии, Чехословакии – и на Польшу наедут, если что. На Гданьском судоремонтном заводе проводятся партсобрания, растянуты кумачовые транспаранты, а на почетном месте в актовом зале красуется гипсовый Ленин. Работяги орудуют сваркой без масок, дома жены пытаются сотворить обед из ничего. В магазинах – шаром покати. Электрику Валенсе знакомая продавщица выкатывает с заднего крыльца дефицитную коляску – в рабочей семье ждут первенца. Потом эта коляска пригодится следующим детям (к концу фильма их уже шесть!), в ней же папаша будет развозить листовки, пока его не прихватят за этим занятием милиционеры. Он встрял в протестную деятельность как-то случайно, заступился за товарища и крикнул в сердцах, что официальный профсоюз занимается только распределением путевок, а не охраной прав трудящихся. Так родилась «Солидарность» и началась новая жизнь Валенсы.
Актер Роберт Венцкевич не имеет портретного сходства с колоритным паном Валенсой. Просто он такой же крупный, внушительный. Знаменитые усы «сидят» на актере хорошо, и хитреца в глазах поблескивает, как у прототипа. Получился настоящий, большой Характер, какие редко сегодня увидишь на экране. Венцкевич воплотил всю гамму черт этой противоречивой натуры – прежде всего, конечно, благодаря тому, что эта гамма давно и хорошо известна Вайде. Экранный Валенса – мужик, хитрован, эгоистичный петух, но он же и обладатель отваги, чутья. В нем сильна простецкая нетерпимость к «больно умным» – интеллектуалов он считает бездельниками и рохлями. Но! «Так и быть, пригласите интеллектуалов. Без них нельзя…» – эта реплика оппозиционера Валенсы вызвала дружный хохот в многонациональном фестивальном зале. Вайда не ретуширует своего героя. Но констатирует: человеческая харизма – решающий фактор истории. А  Лех Валенса (который практически до самого своего президентства книжек вообще не читал) – одна сплошная харизма. Недаром фильм заканчивается хроникальными кадрами: новоиспеченный президент независимой Польши Валенса произносит с трибуны Конгресса США речь о  свободе. И конгрессмены самой свободной страны аплодируют ему стоя. Кстати, на лацкане у Валенсы с первого до последнего кадра красуется нашивка с ликом Богоматери (с ней же он явился неделю назад на премьеру фильма о себе самом). Он подчеркивает свою принадлежность Католической церкви – будучи электриком, диссидентом и президентом.     

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
311
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
221
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
309
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
403

Другие новости