Сегодня в Москве наконец-то показывают фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» – как будто по случаю юбилея Леонида Ярмольника. Роль дона Руматы в киноверсии знаменитой повести братьев Стругацких, безусловно, главная в судьбе актера. Он уже не раз горько шутил, что конца не видно «долгострою» знаменитого режиссера. Несколько лет назад Ярмольник вышел вручать приз в одной из номинаций «Ники» – в латах, с остроумно переиначенным монологом своего героя из неготового фильма «Трудно быть богом». Зал стонал от хохота, но и слезы утирал – ибо люди кино знали манеру Великого и Ужасного Германа деспотически требовать полного подчинения его настроению. А Ярмольник, кажется, не верил, что одиссея на борту Германа когда-нибудь закончится. И вот она закончилась – уже после смерти режиссера. Фильм довели до премьеры вдова и сын – Светлана Кармалита и Алексей Герман-младший.
Нетрудно понять, почему работа с Германом так мучительно дорога сегодняшнему юбиляру. Ведь это едва ли не единственная главная роль за его обширную карьеру, да и вообще Роль – такая, о которой мечтают даже более избалованные ролями коллеги. Ведь феномен Ярмольника в том, что он стал знаменит и любим зрителем без чреды крупных ролей. В его фильмографии в основном острохарактерные роли второго и третьего планов. Впрочем, на фоне прочих второстепенных лиц герои Ярмольника никогда не теряются – манера игры у него броская, эффектная, содержащая иронию в отношении к персонажу. Вспомним истеричного Феофила Мюнхгаузена в фильме Марка Захарова о знаменитом выдумщике, бароне Мюнхгаузене. Придурковатого полицейского Максимэна в комическом детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину», пьяненького ковбоя Мартина в ее же фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Думается, этим и другим героям Ярмольника кредит доверия во многом обеспечил Цыпленок табака. Бессмертный этюд в советской телепередаче «Вокруг смеха» покорил миллионы зрителей, и с тех пор они вычленяли актера из любой массовки на экране. Слава богу, Леонид Ярмольник – очень умный человек, он отнесся к успеху своего Цыпленка с юмором. Фактура не открывала путь к ролям героя-любовника или резонера. А деятельная натура не могла смириться с положением на ролях обаятельных простофиль. Ярмольник стал одним из первых шоуменов на постсоветском телевидении, потом и продюсером. К своему месту на кинокарте он относится с юмором, но скорее сардоническим. Сегодня самое время сказать, что его значение для нашего кино больше, чем представляется даже в его собственных иронических саморекомендациях. Ведь в конечном счете любовь массового зрителя не строится ни на чем, сколько бы ни твердили критики, что публика – дура. Ярмольника любят, его появлению на экране радуются. Даже если вы не выдержите многочасовую махину «Трудно быть богом», все равно порадуйтесь, что эпопея любимого актера закончена. Он сыграл беспрецедентную роль в последнем шедевре мастера. И тем забил гол в ворота большого авторского кино, доселе его не востребовавшего. Лучшего подарка к юбилею, чем выход на экраны фильма Алексея Германа, Ярмольник сегодня вряд ли дождется.
«НГ»