0
5279
Газета Кино Печатная версия

21.05.2019 21:30:00

Фатих Акин бросает зрителям "Золотую перчатку"

Шокирующий фильм о последствиях и жертвах войны, который можно или полюбить, или возненавидеть

Тэги: кинопремьера, фатих акин, золотая перчатка, война


кинопремьера, фатих акин, золотая перчатка, война Йонас Дасслер сыграл психопата-маргинала, изуродованного и внешне, и внутренне. Кадр из фильма

На российских экранах совсем скоро появится один из самых противоречивых и обсуждаемых фильмов года, участник основного конкурса Берлинале-2019, расколовший фестивальную публику на его ярых фанатов и столь же активных противников. Речь о «Золотой перчатке» немецкого режиссера Фатиха Акина, очевидно, оказавшейся слишком смелой не только для ее автора, но и для жюри Берлинского смотра, не наградившего картину ни одним из призов. Но пусть это будет комплиментом ленте, ведь неравнодушие зрителей – неважно, со знаком плюс или минус – зачастую куда важнее равнодушия фестивальных судей. Тем более что в фильмографии самого Акина «Золотая перчатка» – безоговорочная победа.

В основе сценария фильма – реальная история, настолько ужасающая, что было бы странно, не вызови она хоть какойнибудь общественный резонанс. В начале 70-х в Гамбурге орудовал маньяк по имени Фринц Хонка (его играет 23- летний, но изуродованный гримом до неузнаваемости актер Йонас Дасслер). Принадлежность его самого и его жертв – в основном проституток или же спившихся немолодых женщин – к маргинальным слоям общества позволяла убийце долгое время оставаться непойманным и безнаказанным и хранить трупы в собственной квартире. Исчезновения и без того «невидимых» граждан – кто обратит на это внимание? Попался Хонка по чистой случайности, что только подчеркивает ужас происходящего – как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

«Золотая перчатка» – именно такое название носил бар, в котором проводил много времени Хонка и где он находил большинство своих жертв – поражает не только самой темой, но и абсолютно неприкрытым натурализмом. Именно то, с какой жестокостью и откровенностью на экране насилуют, избивают, убивают, расчленяют женщин, кажется, и могло показаться неприемлемым в 2019 году в традиционно общественно-политически окрашенном и следящим за мировыми и кинематографическими трендами конкурсе Берлинале. А тут еще находится место юмору, местами едва ли не бытовой комедии положений – возмутительно! Но в то же время, если подумать, очень по-немецки – смеяться над ужасами собственного прошлого имеют право лишь те, кто его признал и осознал.

И в этом смысле всех противников фильма можно упрекнуть в некотором лицемерии, ведь «Золотая перчатка» оказалась едва ли не самым свободным от внутренней цензуры, от каких-либо гендерных предрассудков и, возможно, полезных, но навязанных тенденций. Важна в этом случае и личность самого режиссера. Выросший в семье эмигрантов, но родившийся в Германии, Фатих Акин прославился конвенциональными социальными драмами на тему своих и чужих. И вдруг, отказавшись от очередной истории о многонациональной Германии в пользу глубоко национальной идеи, снял свое самое бескомпромиссное кино. Для этого пришлось опуститься на самое дно Гамбурга 70-х, перегнуть палку и пройтись по тонкой грани дурновкусия – все для того, что в итоге вышло максимально цельное, жанровое и вместе с тем глубоко авторское и глубокое кино.

Формально – фильм ужасов чуть ли не «категории Б», но на деле, конечно, хоррор о послевоенной Германии, ведь время действия определяет буквально все действия персонажей. Сам психопат Хонка родился в многодетной семье спившегося бывшего заключенного концлагеря, вырос в детдоме, пристрастился к спиртному и страдал от сексуальной неудовлетворенности, он – чудовищное, но естественное порождение своего времени. Которое представлено в фильме Акина и в качестве живописной декорации в духе фильмов Фассбиндера с колоритными второстепенными персонажами, маргиналами всех мастей, собирающимися в баре «Золотая перчатка». И в качестве важнейшего исторического контекста, позволяющего рассматривать фильм как метафору извечной немецкой темы с одной стороны неискупимой на генетическом уровне вины, с другой – избавления от нее новыми поколениями.

Герои Акина – изуродованные войной внутри и снаружи пропойцы, бывшие узники концлагерей и бывшие эсэсовцы, которые заливают дешевым алкоголем общую национальную травму. Забытые всеми, выброшенные на обочину жизни, еще при жизни пропавшие без вести, что уж говорить о смерти и последнем пристанище, которым навсегда могла бы остаться захламленная чердачная квартира Хонки. Визуально грубое, но внутренне тонкое рассуждение об истории и судьбе нации, страны, образ которой внутри самого фильма меняет очертания с пестрой толпы опустившихся пьяниц и психопата Хонки на белокурую школьницу, которой с первых минут буквально одержим герой, но которой уже не суждено стать его жертвой. Примечательно и важно, что эта новая Германия будто бы не замечает старой, не впечатляется посещением «Золотой перчатки», беззаботно скользит по мрачным улицам на велосипеде. Но из-за неуспеваемости в школе остается на второй год, услышав от учительницы, что «стать кем-то можно, только узнав чтото». И это то, что, возможно, определяло и определяет современную Германию, взявшую за правило именно эту идею – лучше повторить урок дважды, чем повторить ошибку. Бар «Золотая перчатка», к слову, существует и работает в Гамбурге и сегодня – для кого-то аттракцион, для кого-то напоминание.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Этому поколению было что рассказать о войне

Этому поколению было что рассказать о войне

Ирина Осинцова

Бабушка руководила лабораторией по извлечению питательных веществ из "бадаевского продукта"

0
2322
Что представляет собой политический Восток?

Что представляет собой политический Восток?

Ричард Саква

В основе объединения государств, защищающих суверенный интернационализм, лежит китайско-российское сближение

0
2683
МОССАД переходит в наступление на информационном фронте

МОССАД переходит в наступление на информационном фронте

Геннадий Петров

Запрет вещания телеканала "Аль-Джазира" похож на подготовку к штурму последнего оплота ХАМАС

0
1830
Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Наталия Григорьева

В новом фильме Мишеля Франко одни не помнят ничего, другие – слишком многое

0
5270

Другие новости