0
4864
Газета Кино Печатная версия

15.12.2020 18:36:00

Дэвид Финчер рассказал, как создавался "Гражданин Кейн"

Режиссер снял фильм по сценарию своего отца – о старом Голливуде и истории величайшего кино

Тэги: кинопремьера, манк, дэвид финчер, история, голливуд, биография, джек финчер


кинопремьера, манк, дэвид финчер, история, голливуд, биография, джек финчер Герой фильма «Манк» – Дон Кихот, сражающийся с ветряными мельницами тщеславия. Кадр из фильма

«Манк» – первый фильм Дэвида Финчера со времен «Исчезнувшей» (2014) – вышел на Netflix в начале декабря. Это не только биографическая сага, главным героем которой стал сценарист Герман Манкевич, но и эпическое по размаху историческое полотно, посвященное Голливуду 30–40-х годов. Сценарий к фильму написал отец режиссера, Джек Финчер, скончавшийся в 2003 году. Этот факт снабжает ленту дополнительным и очень личным смысловым слоем, хотя и без этого в «Манке» хватает всяческих отсылок и персональных, в разной степени трагических сюжетных линий. В главной роли – Гэри Олдман.

1940-й. На ранчо в пустыне прибывает человек со сломанной ногой. Его зовут Герман Манкевич (Олдман). Он острослов и алкоголик, одним словом, настоящий сценарист, и в ближайшие пару месяцев ему предстоит написать текст по заказу молодого режиссера Орсона Уэллса (Том Берк), который впоследствии станет одним из величайших произведений киноискусства, фильмом «Гражданин Кейн». Обездвиженный Манкевич, а для своих просто Манк, становится практически пленником продюсера Джона Хаусмена (Сэм Тротон) и режиссера Уэллса, которые бесконечно названивают и торопят. Манк же в компании экономки Фриды (которая, как станет известно, благодарна ему за настоящий подвиг) и стенографистки (Лили Коллинз), всю дорогу тревожно ожидающей вестей с фронта от своего мужа-летчика, неспешно пишет, украдкой напивается и предается воспоминаниям, которые в виде флешбэков, отмеченных на экране титрами, стилизованными под сценарные ремарки, составляют львиную долю экранного времени.

Время переносится на несколько лет назад, в начало 30-х, в Голливуд, где Манк трудится в составе сценарной группы на студии MGM, наблюдает за политическими баталиями республиканцев и демократов и за подковерными играми голливудских воротил, дружит со звездами вроде Марион Дэвис (Аманда Сайфред) и сильными мира сего. Один из них – медиамагнат Уильям Херст (Чарльз Дэнс), прототип главного героя «Гражданина Кейна».

Действующие лица «Манка» – сплошь реальные люди, однако историю совершенно не хочется дотошно проверять на достоверность. Она выглядит по-хорошему выдуманной. Также, несмотря на вроде бы громоздкую композицию, обилие персонажей и диалогов, кино у Финчера получилось почти невесомым. Черно-белая картинка (оператор Эрик Мессершмидт снимал в том числе финчеровский сериал «Охотник за разумом») не стилизована под ретро с помощью съемки на пленку. Цифровую картинку видно сразу, зато ракурсы и планы вторят изображению той эпохи, а кое-где – в моментах, где сюжет «Кейна» наиболее очевидно пересекается с действием «Манка» (наверняка и с чем-то личным, семейным Финчера) – разрастаются до уэллсовского масштаба и уэллсовских визуальных приемов, совмещающих в одном кадре клаустрофобную замкнутость пространства и в то же время ее устремленность ввысь, к потолкам бесконечной высоты.

Фильм «Гражданин Кейн» получил единственный «Оскар» -– за сценарий. Присудили его Уэллсу и Манкевичу. Для первого это стало началом пути, для второго – последней оригинальной работой, и обоим доставило немало головной боли. Легко узнаваемый прототип героя Херст объявил фильму негласную войну и пытался подкупами и связями навечно положить его на полку. Взаимоотношения Манка с магнатом проходят по фильму красной линией, хотя Херст у Финчера предстает не совсем уж воплощением зла, столкновение с ним и тлетворным влиянием его власти и денег прямо влияет на трансформацию главного героя. Из сатирика-конформиста, зарабатывавшего неплохие деньги и не стремящегося к славе и признанию, Манкевич превращается едва ли не в бунтаря. А скорее в Дон Кихота, сражающегося с «ветряными мельницами» в виде тщеславия и жадности. Выслушивает равнодушные беседы коллег о Гитлере, наблюдает за их ликованием по случаю победы на местных выборах консерватора-республиканца, видит, как в недрах студии создается пропаганда. Гнев нарастает, срываясь в пронзительный монолог в финале, на приеме у Херста, где он рассказывает сюжет еще даже не начатого, но уже задуманного «Кейна». Эта сцена перекликается и с той, что была вначале, когда подвыпившие сценаристы на ходу придумывали и презентовали начальству сюжет чудовищно безвкусного сай-фай ужастика, и с параллельной, разворачивающейся между Манком и Уэллсом в «настоящее» время, в 40-м, на ранчо.

В начале 70-х «Гражданина Кейна» настиг еще один запоздалый скандал – в журнале New Yorker вышел многостраничный репортаж-расследование об истории написания сценария фильма, доказывающий, что истинным автором был именно Манкевич, а Уэллс же и вовсе предлагал ему денег за то, чтобы тот отказался от упоминания в титрах. Финчер не развивает этот конфликт, но и не обходит его стороной, суммируя в ту самую, упомянутую выше сцену. В которой опять же нет однозначного злодея, но определенно есть горечь персонажа Олдмана, а возможно, и режиссера Финчера, наконец перенесшего на экран очевидно выдающийся текст своего уже покойного отца. И взявшегося увековечить таким образом память двоих – одного близкого человека и одного далекого, незнакомого и многим не известного сценариста, – заслуживших быть в титрах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возможно ли сегодня создать науку, подобную по своей роли античной философии

Возможно ли сегодня создать науку, подобную по своей роли античной философии

Юлий Менцин

Темные века светлого будущего

0
1793
Дорогу реактивной авиатехнике проложили безмоторные летательные аппараты

Дорогу реактивной авиатехнике проложили безмоторные летательные аппараты

Валерий Агеев

Взлеты и падения конструктора Павла Цыбина

0
1026
Арзамас-16 как испытательный полигон коммунизма

Арзамас-16 как испытательный полигон коммунизма

Борис Швилкин

Ученых-ядерщиков власти старались не донимать марксистско-ленинским воспитанием

0
1626
Шамиль Хаматов влюбился по собственному желанию

Шамиль Хаматов влюбился по собственному желанию

Наталия Григорьева

В прокат выходит фильм о том, куда может завести журналистское расследование

0
679

Другие новости

Загрузка...