2
7465
Газета Кино Печатная версия

24.01.2021 18:12:00

"Зоя" кратко иллюстрирует учебник истории

В прокат выходит фильм про знаменитую героиню Советского Союза

Тэги: кинопремьера, зоя, история, война, партизаны, герои


кинопремьера, зоя, история, война, партизаны, герои Для актрисы Анастасии Мишиной это первая роль в большом кино. Кадр из фильма

Очередная картина, снятая по заказу и при поддержке Российского военно-исторического общества, создана к 80-летней годовщине одного из самых известных подвигов времен Великой Отечественной. Юная партизанка Зоя Космодемьянская героически погибла под Москвой в 41-м, превратившись в символ стойкости народа перед лицом врага. Режиссером «Зои» стал Максим Бриус, работающий в основном на телевидении, автором сценария – Андрей Назаров, принимавший участие в написании «Танков» и «Собибора», главную роль сыграла Анастасия Мишина, для которой фильм стал дебютом в большом кино.

21 июня 1941 года 18-летняя школьница Зоя отмечает выпускной и кружится в танце с одноклассником, своей первой любовью. На следующий день начинается война, парень уходит на фронт – и не возвращается, погибает в первые же дни. Узнав об этом, девушка твердо решает идти воевать. Немцы уже под Москвой, Сталин подписывает приказ о формировании диверсионных отрядов, Зоя записывается в партизаны и готовится к своему первому заданию – оно же станет и последним. Заброшенная в тыл врага, она вместе с другими не менее юными сослуживцами должна сжечь оккупированные немцами деревни, таким образом выгнав фашистов на суровый русский мороз. Успев выполнить лишь часть задания, девушка, уже потерявшая в перестрелках всю группу, попадает в плен – селяне-коллаборационисты, дезинформированные захватчиками и уверенные, что Москва уже пала, сдают ее немцам, которые пытками пытаются выбить у Зои информацию о диверсионном плане СССР.

Авторы «Зои» придерживаются канона – снимают историю строго по учебнику, даже то, о чем узнать невозможно, воспроизводят именно так, как полагается. Выходит пресно, скорее этакой иллюстрацией, чем художественным произведением. «Зоя» застывает вне времени и вне жизни, несмотря на концентрированный внутренний трагизм. Понятно, что авторы данного фильма, учитывая госзаказ и госфинансирование, не стали бы подвергать сомнению, пусть и во имя искусства, официальную версию событий – но даже в «Википедии» статья о Зое Космодемьянской куда более захватывающая, чем то, что показано на экране.

Сама героиня, как ни старается актриса Анастасия Мишина, корчась в беззвучном крике и бросая колючие, полные одновременно страха и отваги взгляды на немцев, получается тем самым символом, а не человеком. Остальные персонажи не менее трафаретные, им катастрофически не хватает времени, пространства и сценария, чтобы развернуться. Вот, к примеру, немцы, оккупировавшие деревню, – в большинстве своем дикие звери, готовые растерзать партизанку, но есть среди них и центральный персонаж, Зоммер (Вольфганг Черни), который в какой-то момент даже слезу пустит. Или же селяне, по сути еще одна толпа, от которой на пару минут ради одного эпизода отделяются персонажи: Смирнова (Анна Уколова), чей дом – один из тех, что по заданию спалила Зоя, громче всех радуется ее казни староста Свиридов (Дмитрий Быковский-Ромашов), сдавший партизанку и заслуживший у немцев белую отличительную повязку, вроде как и сомневается, но не противится, мальчишка, вдохновленный Зоей, рвется совершить самоубийственный подвиг. Есть и товарищ-диверсант, который, попав в плен, трусит.

Все это укладывается в полтора часа экранного времени, так что рассмотреть ничего и никого толком невозможно – наброски людей и один нарисованный слишком уже жирными мазками портрет героини, которая даже свою самую важную речь с петлей на шее – тот обращенный к столпившимся у виселицы людям призыв не сдаваться и бить немцев – произносит как-то сокращенно, скомканно и под самые титры, будто куда важнее запустить на экране строчки, рассказывающие о дальнейшей судьбе участников описываемых событий, и показать фотографии прототипов. Исключением неожиданно (хотя, к сожалению, не так уж неожиданно) оказывается фигура Сталина (Леван Мсхиладзе), который в «Зое» вдруг предстает этаким человечным лидером страны, сомневающимся, способным на сочувствие, вынужденным принимать решения, обрекающие народ на гибель, а потом молча пускающим слезу – снимают со спины, но наверняка – у могилы Зои Космодемьянской. Такая вот старая новая повестка: выиграли войну подвигами и слезами вождя, а люди – да просто толпа. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Польша обещает не жалеть ресурсов для защиты от Белоруссии

Польша обещает не жалеть ресурсов для защиты от Белоруссии

Дмитрий Тараторин

Варшава планирует значительно усилить свои границы, опасаясь гибридной войны

0
497
Биробиджан далекий и близкий

Биробиджан далекий и близкий

Александр Локшин

90 лет назад на Дальнем Востоке была образована Еврейская автономная область

0
612
Этому поколению было что рассказать о войне

Этому поколению было что рассказать о войне

Ирина Осинцова

Бабушка руководила лабораторией по извлечению питательных веществ из "бадаевского продукта"

0
2868
Что представляет собой политический Восток?

Что представляет собой политический Восток?

Ричард Саква

В основе объединения государств, защищающих суверенный интернационализм, лежит китайско-российское сближение

0
3112

Другие новости