0
9276
Газета Кино Печатная версия

26.12.2021 19:06:00

Где-то – госзаказ, а где-то – госотказ

На фестивале "Московская премьера" показали фильмы из стран Содружества

Тэги: фестиваль, московская премьера, снг


фестиваль, московская премьера, снг Фильм «Неволя» основан на реальных событиях. Кадр из фильма

Провести сейчас живой международный кинофестиваль адски трудно. Но устроители «Московской премьеры» уже второй год на фоне пандемии умудряются привозить в нашу столицу гостей из стран СНГ и Балтии. Если в прошлом году головной болью было простроить маршруты (регулярное авиа- и ж/д-сообщение с большинством стран практически отсутствовало), то сегодня существенную часть бюджета киносмотра организаторы вынуждены пускать на ПЦР-тестирование участников – ведь сертификаты о вакцинации нероссийскими вакцинами у нас недействительны.

«Танцы на ужин, танцы на обед, танцы на завтрак – вот и весь секрет!» – пелось в старой песне, а теперь все то же самое впору петь про тесты. В гостевой листовке с расписанием 3-й «Московской премьеры» пункт «ПЦР-тестирование» присутствовал на равных с конкурсными показами, дискуссиями и прочими традиционными фестивальными мероприятиями. Кстати, в своих фильмах кинематографисты пока не спешат рефлексировать издержки пандемии. Разве что Адильхан Ержанов, мрачный пересмешник, продернул борьбу с коронавирусом как новый ресурс манипуляции людьми – в своем очередном кинопамфлете о жизни вымышленного казахского аула Каратас (фильм «Коллективный иммунитет»). Актер Данияр Алшинов, сыгравший в этом фильме лукавого, изворотливого участкового милиционера, награжден призом за лучшую мужскую роль. А лучшей исполнительницей женской роли признана Наталья Степанова из якутского фильма «Вертолет» Михаила Лукачевского – он же стал гран-призером 3-й «Московской премьеры», как несколькими месяцами ранее он стал победителем 30-го «Киношока».

Однако не столько конкурсом полнометражных картин оказался интересен 3-й фестиваль кино стран Содружества, сколько спецсобытиями. Например, в секции «Гала-премьеры» показали фильм «Неволя» Рашида Маликова, снятый по заказу правительства и органов госбезопасности Узбекистана. Он основан на реальных событиях, имевших место в 2019–2020 годах, когда Узбекистан вывозил из Сирии жен и детей своих бывших граждан, подавшихся в ИГ (организация запрещена в РФ) и погибших на чужой земле. Авторами фильма взяты плюс-минус типичные истории людей, которые оказались в Сирии, и в каждом случае это история расплаты за политическую близорукость и отсутствие бдительности. «Провокаторы не дремлют!» – предупреждают заказчики фильма. Именно провокаторы, зловещие вербовщики рисуют хорошим, но наивным узбекским мужчинам ложные картины жизни в «правильном» государстве, где все устроено по законам ислама. Вот мужчины и уезжают в это «чудесное» государство, чтобы там жить, работать и растить детей среди истинных мусульман. Кстати, женщины в этом фильме гораздо мудрее и прозорливее, они предчувствуют обман, опасность, но куда там! Восточная женщина следует за мужем, да еще и ребенка берет. Участь жены шахида авторы фильма представляют в тонах, сгущенных до предела, чтоб уж напугать так напугать: не ходите, дети, в Сирию гулять. «Неволя» – отчетливо агитационный фильм, снятый в расчете на внутреннего узбекского зрителя, а тот уже несколько постсоветских десятилетий смотрит в основном простецкие «народные» фильмы, которые на конвейере штампуют многочисленные частные студии. Такой зритель привык к ясному, занимательному повествованию, четким, однозначным характерам персонажей, и, конечно, такому зрителю нужна мораль! Все эти запросы закономерно учтены, и, кстати, картина грамотно выстроена по ритму, смотрится она легко: заказчикам повезло с исполнителем, режиссером Рашидом Маликовым – выпускником еще советского ВГИКа, автором артхаусных фильмов. Руководство Узбекистана в последнее время явно ставит на кинематограф – отрасль финансируется, в сентябре с невероятной помпой в Ташкенте прошел международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути»… А представленная в Москве «Неволя» – любопытный вид госзаказа; картина посвящена не народным героям древности («нациостроителям»), как то бывало в случаях подобных «кинопроектов государственной важности», например, в Казахстане и Кыргызстане, а современным, сегодняшним силам добра.

Устроители «Московской премьеры» также «навели лупу» на еще одно интересное явление, которое только-только оформляется. В программе «Молодое азербайджанское кино» собрали несколько короткометражных и один полнометражный фильм (плюс в основном конкурсе участвовал фильм «Билясувар» Эльвина Адыгозела – он получил приз за лучшую режиссуру; см. репортаж с 30-го «Киношока» в «НГ» от 03.10.21) и предложили присмотреться к нарождающейся киноволне. В этом случае интересно то, что волна эта нарождается в стране, которая никогда не могла похвастаться сколько-нибудь сложившейся национальной киношколой. До недавних пор было так: азербайджанское кино – это отдельные (считаные по пальцам одной руки) режиссерские имена. В отличие от руководства Узбекистана, азербайджанские властители к отечественному кинематографу никакого интереса не испытывают, никаких попыток укрепить киноиндустрию не предпринимают. Представляя свои фильмы на «Московской премьере», молодые азербайджанские режиссеры, продюсеры все как один подчеркивали: наши картины – результат независимого производства. И, кажется, их закономерная злость на равнодушие государства в данном случае экологично перерабатывается в энергию созидания: они учатся, во-первых, кропотливо собирать бюджет по правилам международной копродукции, во-вторых, приобретают навык готовиться к съемкам тщательно, ведь денег в обрез. И волна уже набирает ход: фильмами из небольшой кавказской страны все больше интересуются мировые фестивали. В этом есть доля моды на экзотику (повторим, Азербайджан никогда не присутствовал на карте мирового кино, а любой фестивальный программер рад первым представить новый модный тренд), но если азербайджанцы грамотно используют эту моду, то дивиденды не заставят себя ждать.

А еще один тренд, который высветил нынешний фестиваль, уже из области российских реалий (точнее, московских). На «Московской премьере» практически нет москвичей (я имею в виду коллег участников фестиваля – кинематографистов). В этот раз фестиваль прошел в очень неудачный период – во второй половине декабря, когда уже воцарилась предновогодняя суета, вдобавок все в эти дни завершают многочисленные рабочие процессы. И сразу стало очевидно, что желанием повидаться с соседями, повидать их кино московские кинематографисты не горят. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рецепты мира на острове Канта

Рецепты мира на острове Канта

Владимир Дудин

В Калининграде выступили музыканты из России, Франции и Италии

0
1910
Ожидать компенсацию за утраченное жилье в странах СНГ бесполезно

Ожидать компенсацию за утраченное жилье в странах СНГ бесполезно

Андрей Захватов

Новая структура по миграционной политике будет третьей за 30 лет

0
2580
На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

Алиса Сафонова

Фильм «Соседняя комната» завоевал «Золотого льва»

0
2424
Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Вера Цветкова

Когда реальность превращается в искусство

0
3815

Другие новости