Героиня фильма хотела бы создать роман, но не верит в свой талант. Кадр из фильма
В российский прокат выходит французская литературная мелодрама «Джейн Остин испортила мне жизнь» режиссера и сценаристки Лауры Пиани. В главной роли – писательницы в творческом и личном кризисе – снялась Камилль Рутерфорд, известная по «Анатомии падения», «Жизни Адель», а также как голос лимузина в «Корпорации «Святые моторы». В новом фильме за сердце ее героини вяло, но все же сражаются сразу двое – одного ухажера играет Пабло Поли, второго Чарли Энсон, снимавшийся в «Эмили в Париже», «Смерти на Ниле», «Острых козырьках» и, что примечательно, в пародийном ужастике «Гордость и предубеждение и зомби». В этот раз, как понятно уже из названия, ему вновь довелось сыграть роль в картине по мотивам романов Джейн Остин.
Агата (Рутерфорд) работает в библиотеке и пишет дешевые любовные романы – впрочем, у нее есть черновики и первой серьезной книги, однако дальше первых нескольких глав дело не идет. Все вокруг, от живущей с ней сестры – матери-одиночки, отчаянно ищущей среди случайных романов на одну ночь отца для своего сына, до лучшего друга и коллеги Феликса (Поли) – убеждают девушку, что у нее талант и пора и впрямь двигаться дальше, в сторону большой литературы.
Но Агата не верит в себя, а еще страдает от тревожности, панических атак и страха перед автомобильными путешествиями, ведь когда-то в аварии погибли ее родители. А еще Агате, конечно, хочется любви, на которой она, как и на своей литературной карьере, почти поставила крест.
Шанс все изменить выпадает, когда девушку приглашают в писательскую резиденцию имени Джейн Остин в Англии (Феликс тайком отправил ее черновики в качестве заявки). С трудом и не до конца преодолев все свои страхи, Агата отправляется на другую сторону Ла-Манша в надежде дописать книгу. В старинном особняке, принадлежащем потомкам Джейн Остин, ее встречают коллеги-писатели, а также хозяева – милая пара стариков, а также их сын Оливер (Энсон), который сразу проявляет к героине робкую симпатию. Однако перед самым отъездом такую же симпатию выказал внезапно Феликс, и теперь Агата разрывается – то ли начать отношения со старым другом, то ли обратить внимание на нового знакомого.
Декорации, в которых разворачивается большая часть действия, и впрямь походят на антураж любого романа Остин – будто бы перед глазами очередная экранизация, хотя на деле всего лишь незамысловатая мелодрама про писателей, читателей и в целом любителей литературы.
Некоторые обстоятельства намекают на связь с книжным сюжетом, однако жизнь и в этот раз оказывается с одной стороны банальнее, с другой – куда интереснее любого вымысла. Мучаясь «писательским блоком», Агата разгуливает по окружающему старинное поместье саду и лесу, натыкаясь на пишущих коллег по резиденции, воображая, о чем их будущие книги, предаваясь раздумьям о собственной незавидной доле. Не обходится и без юмора, ведь героиня сколь изящна, столь и неуклюжа: то врывается голышом в комнату Оливера, то падает, споткнувшись, в листву, то вовсе становится жертвой дерзкого нападения откуда-то взявшихся в английской глубинке лам – пушистые хулиганки в прямом смысле плевать хотели на экзистенциальный кризис повстречавшей их писательницы.
Вместо того чтобы усесться за роман, Агата украдкой слушает вечерние беседы соседей, надеясь найти вдохновение – то ли в них, то ли на дне бокала в местном пабе, где однажды дает волю себе и своим чувствам. И стоит вроде бы сделать выбор, как второй вариант в лице Феликса тут же объявляется на пороге. Впереди – настоящий бал, костюмированный, на котором все и впрямь превращаются в героев Остин, старомодно вытанцовывая на паркете и более современно (хотя это – на все времена) перешептываясь в темных углах гостиной. Борьба за сердце сомневающейся писательницы набирает обороты, что, впрочем, нисколько не помогает творчеству. Оно, как скажет позднее Оливер, должно рождаться на руинах, а потому придется оставить позади все – и тогда откроются новые горизонты и станет понятнее, куда двигаться дальше.
Предсказуемый хеппи-энд не разрушает тихую магию фильма, сотканного из идиллических пейзажей, томных взглядов, курьезов и творчества. Главное, пожалуй, что, как и у Джейн Остин, в этом фильме возможность решать свою судьбу, путь неумело и с кучей ошибок, предоставляется героине – живому, несовершенному человеку, имеющему право на ошибку, и не одну. И безусловно, право на счастье – неизбежно, ведь это все-таки кино.