0
1220
Газета СНГ Интернет-версия

08.04.2000 00:00:00

"Черноморский флот готов выполнить любую задачу"

Тэги: Комоедов, флот, армия


Владимир Комоедов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

- Владимир ПетровиЧ, на прошедших выборах более 80% состава Черноморского флота проголосовали за Владимира Путина. Какие надежды вы связываете с новым президентом России?

- Выборы проходили у нас по-военному четко, но отнюдь не по команде "Шагом марш на выборы!" и "Смотри строчку такую-то!". Откровенно говоря, результат выборов - 88,8% наших моряков отдали голоса за Владимира Путина - был и для нас самих неожиданным. Объяснение может быть одно: дела российского лидера оказались настолько убедительны, что большинство на Черноморском флоте сделало свой выбор вполне однозначно. Это говорит и о том, что люди надеются на то, что их проблемы будут решены, а надежды осуществятся - вместе с самой главной для нас надеждой: Россия возродится как великая держава, в том числе и держава морская. Черноморский флот, безусловно, является фактором геополитической стабильности в регионе, как и фактором политической стабильности в самой России. Это форпост российских интересов, но, к сожалению, нас, как ракушки - корабль, облепили разные проблемы, которые не способствуют внутренней стабильности флота и личного состава. Это проблемы разного уровня, начиная от вопросов двойного гражданства, которые надо бы решить с братской Украиной, нашим стратегическим партнером, и кончая самыми простыми бытовыми вопросами: где жить и на что жить┘

- Насколько можно судить по рассказам моряков со стажем, сугубо житейские вопросы (скажем, обеспечение пенсией) со временем переходят в политические и даже геополитические. Ну например: при выходе на пенсию кадровые российские офицеры, чтобы остаться в Севастополе, вынуждены принимать гражданство Украины. Получается, что Россия в итоге готовит кадры для Украины?

- Принятие согласованных с Украиной правовых документов или законов о двойном гражданстве сняло бы многие острые проблемы, особенно для наших моряков-пенсионеров. Скажем, проблема с хлебом - мы даже помогали Севастополю с обеспечением его мукой, был такой момент в прошлом году, да и сейчас сложности с продовольствием тоже имеют место. Есть проблемы с топливом - из-за несусветных таможенных пошлин, которые устанавливает Украина. Деньги на уплату таможенных сборов Россия нам не выделяет - мы берем их из собственной зарплаты, а потом уж сами и выкручиваемся. Есть и другие сложности - усиливается пограничный контроль со стороны нашего стратегического партнера. Если мы намереваемся отправиться в дальний поход, об этом мы должны заранее уведомить соответствующие инстанции Украины. Что касается нашей авиации, то мы летаем по-прежнему в обход Украины, огибая море, и летим сначала на Анапу, а потом на Москву: Украина по-прежнему отказывается нас обслуживать на своих трассах якобы из-за наших долгов.

Что же касается российских пенсий, то это действительно сложный вопрос. Дело в том, что если человек увольняется и едет в Россию - тут проблем никаких нет, если же российский офицер, увольняясь, остается в Севастополе - а это неизбежно в 99 случаях из ста, потому что многие здесь выросли, у большинства здесь корни, тогда возникает целая цепочка вопросов. Чего хочет русский офицер? Заработав российскую пенсию - здесь ее и получить. Пусть она даже будет меньше украинской, но получать ее нужно здесь, в Севастополе!

- Какой механизм нужно для этого задействовать?

- А для этого надо, чтобы Министерство финансов России определенную сумму, рассчитанную на наших пенсионеров, внесло специальной строкой в "пенсионную" статью Министерства обороны. Затем эта сумма должна поступить в Севастополь и выдаваться через вновь созданный пенсионный отдел (на правах военного комиссариата) при финансовом управлении под контролем соответствующих российских ведомств.

- Может быть, мешает отсутствие специального банка Черноморского флота?

- В России каждая военная часть обслуживается через полевые отделения банка, которые являются как бы филиалами Центрального банка. Все необходимое для такой работы есть и у нас - помещения, оборудование по последнему слову техники, связь, но вся эта база не работает по одной причине: на Украине есть закон, запрещающий функционирование на ее территории национальных банков других государств, в том числе и российских┘

- А является ли с юридической точки зрения территория Черноморского флота российской территорией? И если да - что мешает вам на своей, российской территории разместить филиал Центробанка?

- Мы же здесь - не как Гуантанамо, отгороженное колючей проволокой от остального мира и представляющее собой автономную территорию: исторически сложилось так, что Черноморский флот и Севастополь - это единый организм. Если предположить теоретически, что завтра отсюда уйдет Черноморский флот, то исчезнет с лица земли и уникальный город, и целый пласт нашей истории - общей истории россиян и украинцев! Черноморский флот играет сегодня важную экономическую роль в регионе. Судите сами: население Севастополя сегодня составляет примерно 390 тысяч человек, вокруг Черноморского флота - вместе с членами семей - кормится примерно 100 тысяч человек: рабочие и служащие получают вовремя зарплату и могут более или менее спокойно существовать. Но для кого-то из местных чиновников наши налоги и само присутствие Черноморского флота - это такой удобный краник с волшебной живой водой, брызги которой не попадают, к сожалению, простым людям.

- Сказываются ли на вас политические интриги?

- Тут иногда попадаешь в такие ситуации, что не знаешь, где политическая интрига, а где - понятное желание местных служб побольше "поиметь" с Черноморского флота. При этом отдельные чиновники не стесняются ничего - ни того, что нарушают права российских граждан - моряков Черноморского флота, ни того, что претендуют на "наведение порядка" на предприятиях, являющихся собственностью ЧФ. Налоговая милиция грозит с "боем" взять наш завод - и как-то даже пришли с намерением описать имущество завода, забыв, что Черноморский флот - это не проходной двор, а все наши взаимоотношения с налоговыми органами регламентированы соответствующими документами. Согласно этим документам, любые проверки могут осуществляться только под контролем финансового управления флота. Мы договорились уважать законы Украины и стараемся следовать этому правилу. Однако произвол местных служб иногда граничит с беспределом.

- Следовательно, перед вами стоит еще одна "боевая задача" - добиться максимальной экономической независимости от независимой Украины?

- Черноморский флот сегодня вынужден жить в режиме жесткой экономии. С первых же своих шагов в качестве командующего я поставил перед собой цель: максимально уменьшить нашу экономическую зависимость от Украины и в первую очередь уйти от энергетической зависимости. Я предложил перейти на адресную поставку электроэнергии из России, то есть не покупать очень дорогую электроэнергию на Украине, а покупать ее в России. За транспортировку, конечно, мы тоже будем платить, но уже не такие бешеные деньги, как сегодня, к тому же будет "отсечена" от этого рубильника чиновничья рука, которая сегодня в любую минуту может отключить от кораблей Черноморского флота электроэнергию.

- И чем кончилось рассмотрение вашего предложения в Первопрестольной?

- К сожалению, ничем, хотя я получил принципиальное согласие везде - и в министерствах Украины, и в российском правительстве. Но, видимо, в Москве эту идею благополучно положили под сукно. А мы пока продолжаем платить бешеные деньги за то, что кто-то вполне разумные решения не довел до ума.

- Каким же образом вы поддерживаете боеспособность российского флота?

- А вот так и поддерживаем: сначала топливо в кружки собираем, а как соберем, условно говоря, ведро - тогда с этим ведром топлива и выходим в море.

- Как вы относитесь к самой формуле "стратегический партнер"? Ведь Украина считается нашим "стратегическим партнером"┘

- Пока это просто красивые слова, никаким реальным содержанием не наполненные. Я лично так понимаю формулу о российско-украинском стратегическом партнерстве: это наше историческое духовное братство, дружба, взаимопомощь и взаимопонимание, уважение друг к другу и к нашей общей истории. А наш стратегический партнер провозглашает курс "лицом к Европе". Я для себя этот лозунг перевожу так: "Лицом к Европе - задом к России". Такова реальность.

- Как вы оцениваете игру Украины с НАТО под видом "особых отношений"?

- Извините, это уже не игра! Это по-другому называется: расширение НАТО на восток, и такая "игра" не может Россию не беспокоить, поскольку подобные игры "стратегического партнера" заводят наши отношения в тупик.

- А вы не подвергаете сомнению независимость Украины?

- Боже сохрани! Ну а с другой стороны - от кого независимость? От собственного народа? Ведь русский и украинский народы - братья. С украинской стороны иногда слышны возражения: это что, значит, опять - "старший брат" и "младший брат"? Я всегда отвечаю: нет, потому что оба народа - близнецы и только акушерка знает, кто именно на минуту-другую появился раньше, а кто позже ┘

- Но ведь у вас с властями Севастополя сложились нормальные отношения. Могут ли быть такие отношения моделью отношений Украины и России?

- Нужно только доверие друг к другу - без него ни о каком "стратегическом партнерстве" и говорить нечего. Когда по Севастополю идут рядом два подразделения под двумя флагами - это наша общая победа. Да, под двумя флагами, но - рядом, а ведь еще недавно были дискуссии: кому идти первым и почему┘ У нас, военных людей, по сути, нет никаких разногласий - мы учим наших братьев всему, что сами знаем и умеем.

- Известно, что в проведении антитеррористической операции в Чечне участвовала и морская пехота Черноморского флота. Какую реакцию это вызвало на Украине?

- Реакцию, прямо скажем, неоднозначную, и дело тут не только в Чечне - на своей-то территории Россия имеет право навести порядок, а Черноморский флот - часть России и потому будет участвовать в любой операции по наведению порядка, если это сочтет нужным высшее руководство нашей страны. Дискуссии по поводу Черноморского флота и вокруг него идут и в геополитическом плане, например: если Россия в соответствии со своими международными обязательствами вынуждена будет выступить на защиту какой-либо третьей страны, то какой должна быть позиция ЧФ? И позиция Украины в этом случае? Но это вопросы политиков, а наше дело - выполнять любые задачи, поставленные Верховным главнокомандующим.

- Есть ли у вас уверенность, что Черноморский флот выдерживает сегодня конкуренцию, например, с флотом США?

- Два года назад мы принимали участие в учениях "Си Бриз" (за свой счет, в отличие от Украины) и наша подготовка произвела должное впечатление на американцев. Другой пример - наш поход в Салоники для оказания помощи Югославии. Иногда ведутся разговоры о том, что, дескать, Черноморский флот не соответствует требованиям сегодняшнего дня, и это отчасти правда: да, у нас есть и старые крейсера, но, как говорится, старый конь борозды не испортит... Черноморский флот готов всегда служить России, и у нас даже есть своя поговорка, точно выражающая нашу позицию: "У флота нет проблем, у флота есть задачи". А задачи всегда решаются, сколько бы неизвестных в них ни было.

- Звучит оптимистично, но ведь и проблемы у Черноморского флота есть, как выясняется ┘

- Проблемы есть. Ключи от них находятся в Москве, на высшем политическом уровне, а здесь, на своем уровне, мы решаем свои задачи.

Севастополь-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
425
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
508
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
584
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
567

Другие новости