У президента Николае Тимофти есть три месяца на формирование правительства.
Фото с официального сайта президента Республики Молдова
Молдавия может остаться без правительства и без кредитов МВФ: фонд отказывается вести переговоры с временным кабмином. Президент Молдавии Николае Тимофти вчера начал переговоры с парламентскими фракциями по поводу кандидатуры премьер-министра, но диалог не пошел: либерал-демократы взяли паузу, а социалисты, как сообщил «НГ» депутат Владимир Цуркан, вообще отказались сотрудничать с властью, которая «украла у народа миллиард долларов».
О намерениях социалистов, а также Нашей партии Ренато Усатого говорит то, что палатки, разбитые их сторонниками на площади перед парламентом, утепляют и готовят к зиме. Об этом рассказал депутат от социалистов Владимир Цуркан. Он пояснил, что фракция социалистов не будет участвовать в выборах премьера и его кабинета, настаивая на досрочных перевыборах парламента.
Напомним, срок полномочий молдавского парламента истекает в 2018 году. Левые требуют отставки президента и немедленных выборов парламента, который затем сформирует правительство. На этом настаивает и гражданская платформа «Достоинство и правда» (DA), палаточный лагерь которой разбит на площади перед правительством. В последнее воскресенье ноября DA созывает своих сторонников на митинг, обещая власти сюрпризы. По словам директора кишиневского Центра стратегических исследований и политического консалтинга Politicon Анатола Царану, лидеры гражданской платформы собираются привлечь к мероприятию студентов. Надо отметить, что студенческая молодежь всегда была оплотом правых, а платформа DA таковой и является. В начале 2000-х годов студенческие волнения в Кишиневе заставили находящихся у власти коммунистов пойти с молодежными лидерами на соглашения. Президент Владимир Воронин снял тогда накал политических страстей, назначив лидера Христианско-демократической народной партии (ХДНП), дирижировавшего площадью, Юрие Рошку вице-спикером парламента.
Теперь DA хочет повторить знаменитый молодежный протест. Что нового скажут правые на анонсирующемся митинге протеста, трудно предположить. Тем более что все что надо власти уже сказали, причем как левые, так и правые.
Суть требований в том, что президент, правительство и парламент должны быть переизбраны. На самом деле политические партии стали всего лишь рупором народа, которому надоели проворовавшийся режим и ухудшающиеся условия жизни.
По опубликованным вчера статистическим данным, за девять месяцев этого года экспорт товаров из республики сократился – прежде всего в государства СНГ – более чем на 35%. Владимир Цуркан объясняет это тем, что, открыв границу страны для товаров из ЕС, молдавские власти создали основу для их реэкспорта в страны Содружества, прежде всего в Россию. Потому, по словам Цуркана, на днях российский премьер Дмитрий Медведев заявил, что Украина и Молдавия не могут одновременно находиться в двух торговых зонах – ЕС и РФ. Но экономика Молдавии зависит в первую очередь от восточного, а не от западного рынка, заметил молдавский парламентарий. И социалисты намерены в случае победы на досрочных выборах исправить ошибку, пересмотрев в соглашении с ЕС ее экономическую часть, – в пользу восточного вектора.
Между тем перевыборы парламента возможны, только если депутаты дважды прокатят кандидатуру президента. И то, как заметил «НГ» политолог Анатол Царану, в этом случае президент не обязан, а имеет право распустить Законодательное собрание. Но он этого не сделает, так как по Конституции перевыборы парламента не могут состояться за полгода до выборов президента. Срок полномочий Николае Тимофти истекает в марте будущего года, так что, видимо, придется ждать до весны. Если, конечно, народ не пойдет на штурм правительства и президентуры. Впрочем, это маловероятно: в Молдавии учитывают опыт Украины и кровопролития не хотят. Так что молдавская весна может оказаться мирной.
Кроме того, по мнению Анатола Царану, правительство может быть сформировано лишь после того, как будет определена структура большинства в парламенте. Действовавший до последнего времени проевропейский правящий альянс распался после ареста лидера Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Влада Филата, которого обвинили в коррупции и причастности к исчезновению из молдавских банков 1 млрд долл. Партия, которая раньше задавала тон в проевропейской политике Молдавии, стала символом коррупции правящего режима. После Филата правительство возглавил его однопартиец Валериу Стрелец, но и его парламент отправил в отставку с формулировкой о подозрении в коррупции. Партию стали покидать ее члены, а депутатов из ЛДПМ начали, по словам парламентария Владимира Цуркана, «активно перекупать». «Эти голоса понадобятся, когда будет создаваться правящая коалиция: Демократическая и Либеральная партии, ранее входившие в коалицию с ЛДПМ, сами не смогут преодолеть проходной барьер. И тогда им помогут независимые депутаты из числа бывших либерал-демократов», – объяснил Цуркан.
Наиболее приемлемым кандидатом в премьеры в Кишиневе называют экс-председателя правительства, лидера Европейской народной партии Юрие Лянкэ. В частности, депутат Богдан Цырдя считает, что он может подойти действующей власти из-за того, что «на него в Национальном центре борьбы с коррупцией есть компромат, а это делает его управляемым». Немаловажно и то, отметил депутат, что к Лянкэ хорошо относятся в Евросоюзе.
Однако, по словам эксперта Анатола Царану, этот вариант маловероятен. Как, впрочем, и другой, который также на слуху: некоторые политики прочат возвращение в правительство экс-премьера Геннадия Габурича, который в нынешнем году потерял пост из-за обвинений в подделке диплома. Молдавская пресса писала, что Габурич не только нарисовал себе документ о высшем образовании, но сделал это, не имея аттестата об окончании средней школы.
«Молдавский капкан захлопнулся, – посетовал Анатол Царану, – и как из него выбраться, никто не знает». Ко всему Евросоюз, ранее очень внимательный к Молдавии, в последнее время не проявляет к ней интереса, отсылая власти страны все к той же коррупции, которая крепчает, и требуя призвать к ответу тех, кто украл миллиард долларов. Но на этот вопрос у власти ответа нет.