0
12740
Газета СНГ Печатная версия

03.07.2018 00:01:00

Казахстан вытесняет Россию из Средней Азии

Астана выходит на рынок нефтепродуктов Киргизии, Узбекистана и Таджикистана

Тэги: казахсатн, нефтепродукты, бензин, экспорт, соглашение, нрз, модернизация


казахсатн, нефтепродукты, бензин, экспорт, соглашение, нрз, модернизация НПЗ в Атырау недавно модернизирован. Фото с сайта www.anpz.kz

Казахстан может соперничать с Россией на рынке нефтепродуктов стран Средней Азии. Астана рассчитывает с осени начать поставки бензина в Киргизию, Узбекистан и Таджикистан и в следующем году довести объемы экспорта до 1–1,2 млн т. Для этого Астана должна урегулировать с Москвой соглашение, которое запрещало экспорт бензина из Казахстана. Одновременно республика ограничивает импорт российских нефтепродуктов.

На модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Казахстан истратил более 6 млрд долл. Теперь, как заявил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, нужно чтобы эти мощности заработали. По прогнозам специалистов, Казахстан должен полностью себя обеспечить нефтепродуктами, а излишки экспортировать в соседние страны.

Наиболее приемлемый вариант поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) – страны Средней Азии и Афганистан. Заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти национальной компании «КазМунайГаз» Данияр Тиесов сообщил, что в Киргизию, Узбекистан и Таджикистан уже в нынешнем году планируется экспортировать до 400 тыс. т ГСМ. В 2019 году объемы поставок должны увеличиться до 1,2 млн т. Однако вопрос экспорта, по словам Каната Бозумбаева, связан с соглашениями, которые республика заключила с Россией. «Дело в том, что у нас по соглашению с Россией экспорт ГСМ запрещен. Это связано с тем, что мы покупали российские нефтепродукты и, понятно, они (РФ. – «НГ») не хотели, чтобы мы их реэкспортировали. Поэтому мы сейчас работаем над новой редакцией соглашения, которое уже ратифицировано», – цитирует министра портал ca-news.org.

Россия – главный поставщик топлива в Казахстан. На ее долю приходится около трети всего рынка бензина в стране. Для того чтобы начать экспортировать собственные нефтепродукты, Казахстану придется отказаться от российского импорта. Уже в ближайшие дни начинает действовать запрет на ввоз бензина из России железнодорожным транспортом, а также в 2,5 раза будут повышены акцизы на импортный бензин. Окончательное решение по этому вопросу будет принято после того, как 6 июня пройдут публичные обсуждения этой темы.

«Конфликта интересов в поставках нефтепродуктов на рынки Киргизии, Узбекистана и Таджикистана между Россией и Казахстаном нет. Республике нужно отбить инвестиции, вложенные в модернизацию НПЗ. Поэтому и было принято решение сократить поставки российского бензина, с тем чтобы он не конкурировал с казахстанским», – сказал «НГ» эксперт Марат Шибутов. При этом если Казахстан будет продавать собственные нефтепродукты, а не заниматься реэкспортом российских, то в этом случае не будет и конкуренции. Тем более что 400 тыс. т, которые первоначально планируется поставить на соседние рынки, – объем небольшой. «Есть вопросы к соседям. В частности, Таджикистан реэкспортирует топливо в Афганистан, где бензин очень дорогой. Было бы гораздо выгоднее Казахстану наладить поставки бензина и нефтепродуктов в Афганистан», – считает эксперт. По его мнению, не стоит рассчитывать на продажу больших объемов в Узбекистан и Киргизию. Ташкент закупает российскую нефть, которая поставляется по нефтепроводу Павлодар–Чимкент и перерабатывается на казахстанских НПЗ. Своей нефти у Узбекистана мало. Что касается Киргизии, то эта республика предпочитает закупать казахстанский мазут и дорабатывать его на своем НПЗ, который не так давно построили китайцы. «Для них это в разы дешевле, а для нас – потери», – резюмировал Шибутов. Он обратил внимание на то, что цена на бензин в Казахстане в два раза ниже российской. Поэтому есть опасность того, что казахстанские поставщики начнут отправлять бензин в Россию, чтобы подзаработать на разнице цен.

Руководитель отдела экономики Института СНГ Аза Мигранян предлагает рассмотреть рынок Средней Азии по каждой стране отдельно. «Киргизия вполне удобна с точки зрения логистики. Но здесь есть нюансы. Если говорить о ценовом разбросе между российскими и казахстанскими ГСМ, то в Казахстане цены несколько ниже, чем в России. Эту маржу местные предприниматели будут взимать как дополнительную норму прибыли. Таким образом, говорить о ценовой конкуренции внутри Киргизии и о выдавливании России с киргизского рынка в полномасштабных объемах невозможно», – сказала «НГ» Аза Мигранян. Второй фактор, по которому достаточно сложно будет вытеснить Россию с рынка стран Средней Азии, – ограниченность казахстанских ресурсов и объемы, которые Казахстан может позволить себе экспортировать. «Все будет зависеть от объемов потребления и колебаний спроса на внутреннем рынке Казахстана», – считает экономист.

Если говорить о рынках Таджикистана и далее – Афганистана, то здесь все упирается в сложность логистики. Особенно это касается Афганистана. Эти рынки также будут связывать с объемами производства и объемами экспорта, которые у Казахстана будут оставаться. «Проблема в том, что для Казахстана экспорт образуется исходя из объема излишков. Тогда как российский экспорт образуется из объема добычи и производства. Это позволяет России не регламентировать эти объемы. В итоге мы получим некоторое смещение долей на рынке разных производителей. Это позволит дифференцировать рынок, в частности, Киргизии и, таким образом, создаст базовую основу для торга киргизской стороне. Что в принципе не очень актуально на сегодняшний день, потому что уровень цен складывается исходя из мировой конъюнктуры», – сказала Аза Мигранян.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
1489
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
5212
В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

Олег Никифоров

Свободные демократы требуют модернизировать курс правительства

0
2276
Россия обогнала Туркмению по экспорту газа в Китай

Россия обогнала Туркмению по экспорту газа в Китай

Ольга Соловьева

Между тем в регионах РФ сохраняется неудовлетворенный спрос на голубое топливо

0
2320

Другие новости