0
2229
Газета СНГ Печатная версия

03.09.2024 19:56:00

АЭС расколола общество Казахстана

В республике пройдет референдум о рисках и о смысле строительства атомной станции

Тэги: казахстан, токаев, аэс, экономика, энергетика, политика, общество


казахстан, токаев, аэс, экономика, энергетика, политика, общество Касым-Жомарт Токаев назначил дату референдума. Фото с сайта www.akorda.kz

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о проведении 6 октября референдума по вопросу строительства атомной электростанции (АЭС) и поручил Центральной избирательной комиссии (ЦИК) провести плебисцит, сообщила пресс-служба Акорды (администрации президента). 3 сентября состоялось первое заседание ЦИК, в ходе которого был утвержден план подготовки к мероприятию. Итоги голосования должны быть опубликованы в СМИ с 7 по 12 октября. На проведение плебисцита будет потрачено 15,5 млрд тенге (1,95 млрд руб.) бюджетных средств. Общественность республики предлагает вынести на референдум не два вопроса «за» и «против» строительства АЭС, а три вопроса, где третий «за», но без Росатома.

Президент Токаев в своем ежегодном послании объявил о проведении общенационального референдума по вопросу строительства АЭС 6 октября, после чего подписал указ о его проведении. Это решение было принято после года общественного обсуждения и, по словам главы государства, является необходимым шагом для обеспечения энергетической безопасности страны в условиях растущего глобального дефицита. Токаев подчеркнул, что атомная энергетика является надежным и экологически чистым источником энергии, который может удовлетворить потребности растущей экономики. Президент отметил, что в 30 развитых и развивающихся государствах действует около 200 АЭС. Референдум, по его мнению, станет примером «слышащего государства». «По сути, такими шагами мы формируем новую общественно-политическую культуру, закладываем новые стандарты принятия ключевых государственных решений», – добавил Токаев.

В Казахстане за прошедший год прошли дискуссии, общественные слушания по вопросу строительства АЭС. Специалисты оценивали плюсы и минусы возведения атомной станции. Накал страстей за это время несколько поубавился, но тем не менее тема АЭС оставалась топовой. Властям и обществу удалось определиться по мощности станции и месту ее расположения.

В случае положительного результата референдума АЭС мощностью до 2,8 ГВт будет построена в районе озера Балхаш вблизи села Улкен Алматинской области. Об этом журналистам рассказал генеральный директор организации «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин.

«Без сомнения, этот референдум будет экзаменом на зрелость для казахстанского общества. И тут нет никаких манипуляций в пользу «за» или «против» строительства АЭС – просто это как раз тот самый случай, когда процесс становится намного важнее результата и стороны, а их больше двух, готовы в полемике использовать многие аргументы, весьма далекие от выносимой на референдум цели – осознания и принятия или неприятия всех рисков, связанных со строительством и эксплуатацией АЭС», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков.

В Казахстане исторически сильны антиядерные настроения, пик которых пришелся на конец 80-х – начало 90-х годов, квинтэссенцией которых стало общественное движение «Невада-Семей», боровшееся за закрытие Семипалатинского ядерного полигона, напомнил эксперт. «Это движение стало почти национальной идеей, несомненно, одним из драйверов роста национального самосознания, чем не преминули воспользоваться и местные политики, использовав эти антиядерные настроения в обществе в своих, сугубо политических целях: для прихода к власти, для ее удержания, для манипулирования общественным мнением, все, как у политиков. Однако при этом забывается: главное из всей проблемы того же Семипалатинского полигона является не прекращение ядерных испытаний как таковых, которые были ограничены международными договорами СССР и развитием вычислительных технологий, а длительный процесс реабилитации территорий, компенсации за потерянное здоровье и имущество – населению, реально пострадавшему на этих территориях, причем в ранге общенациональной программы, с постоянным присутствием отдельной защищенной строкой в бюджете», – отметил эксперт. Что из этого, реально важного, было сделано за последние годы? Звучит ли эта проблема в казахстанском обществе так, как она звучала 35 лет назад? Или все, кто хотел прийти к власти на антиядерной волне того времени, свои задачи выполнили?

Эксперт обратил внимание на аналогичную ситуацию в Туркменистане, где прочно забыли о существовании «зоны экологического бедствия Аральского моря», на чем власти спекулировали для выбивания преференций из союзного центра во времена СССР, а сейчас в республике никакого «бедствия» быть не может, хотя экологическая обстановка продолжает ухудшаться.

«Фактически сейчас референдум в Казахстане пытаются превратить не в плебисцит по существу вопроса, а в продавливание той или иной геополитической ориентации Казахстана. Понимали ли это власти, когда выносили этот вопрос на референдум, или нет, но получили они то, что получили – попытку поляризации общества с избыточной, но часто имитируемой экзальтацией – серьезных аргументов профессиональных экологов, энергетиков, экономистов никто уже не слышит, а используются нарративы площадной политики, лозунги и призывы. В качестве альтернативы АЭС предлагаются тотальные «зеленые технологии», «возобновляемые источники энергии», «энергосберегающие технологии», что очень похоже на навязываемые долгие годы проходимцами от экологии методы «капельного орошения» при возделывании хлопка», – отметил Айтаков.

По его словам, эти «альтернативы» не отвечают на главный вопрос: что делать с энергодефицитом и перспективой промышленного, а не сырьевого развития экономики Казахстана? Фактически выбор сейчас стоит именно такой – либо оставаться полуколонией транснациональных корпораций, либо искать методы сбалансированного технологического и промышленного развития, с АЭС или без них, но выбор именно такой и именно в этом. А сейчас Казахстан даже не в состоянии выполнить собственные суверенные обязательства в рамках OPEC по сокращению добычи нефти, так как часть нефти просто Казахстану не принадлежит, а ее добыча Казахстаном не регулируется. Что порождает и другие вопросы, например насколько Казахстан способен суверенно соблюдать обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов?

«В казахстанских пабликах уже предлагается вынесение на референдум уже не двух «за» и «против» строительства АЭС, а трех вопросов, где третий – «за, но без Росатома», хотя определение вендора не предусмотрено указом президента о референдуме по строительству АЭС. Это будет уже второй «развилкой» для казахстанских властей в случае, если на референдуме будет принято решение о строительстве АЭС, тогда предсказуемо развернется кампания уже против Росатома и «российского влияния». Но и это не даст ответа на сущностный вопрос, который должен волновать казахстанское общество – оставаться в плену у нефтяной и территориальной ренты или стремиться в новый технологический уклад, где вопрос о строительстве АЭС – частный», – считает Айтаков. 


Читайте также


Ожидать компенсацию за утраченное жилье в странах СНГ бесполезно

Ожидать компенсацию за утраченное жилье в странах СНГ бесполезно

Андрей Захватов

Новая структура по миграционной политике будет третьей за 30 лет

0
946
Региональные выборы проходят по традиции и для демонстрации

Региональные выборы проходят по традиции и для демонстрации

Иван Родин

Когда системные силы становятся объектами политики, партийные бренды падают в цене

0
1091
Интеллект искусственный – издержки натуральные

Интеллект искусственный – издержки натуральные

Анастасия Башкатова

Минцифры предстоит учесть риски новой технологии в профильном нацпроекте

0
1171
Средневековая битва стала маркером, разделяющим белорусов

Средневековая битва стала маркером, разделяющим белорусов

Дмитрий Тараторин

В борьбе за историческую память власть одерживает верх над оппозицией

0
1524

Другие новости