Президент Украины Владимир Зеленский поздравил новоизбранного президента Румынии еще до официального объявления итогов.
Фото Reuters
Украинский лидер Владимир Зеленский объявил исторической победу в румынской кампании Никушора Дана, чьи результаты в ходе первого тура оказались вдвое меньше, нежели у оппозиционного политика Джордже Симиона, выступившего против дальнейшей военной помощи Украине. В то же время президентские выборы в Польше киевские аналитики сочли особенными также потому, что у местных кандидатов Украина не была на первом плане и в целом отношение к ней среди польского населения ухудшилось.
Украинский лидер Владимир Зеленский поспешил поздравить Никушора Дана с избранием на пост президента Румынии еще до официального объявления итогов второго тура голосования, прошедшего в воскресенье. Он выразил надежду на продолжение стратегического партнерства между двумя дружественными государствами. И заверил, что в Киеве всегда с большим уважением будут относиться к Румынии и ее народу, особенно с учетом поддержки, которую Украина получила в самый тяжелый период своей истории. «Работая вместе, мы можем укрепить и наши страны, и нашу Европу», – написал в соцсетях Зеленский.
Согласно данным Постоянной избирательной администрации Румынии, мэр Бухареста Никушор Дан, который выступил в качестве независимого кандидата, но продвигал проевропейские и проукраинские взгляды, по результатам второго тура получил около 54% голосов, а его соперник, глава оппозиционной националистической партии «Альянс за объединение румын» (AUR) Джордже Симион – чуть более 46%. Хотя в первом туре, 4 мая, Симион набрал примерно 41% голосов, а Дан почти вдвое меньше – 21%. И только исход голосования среди диаспоры для Симиона в обоих случаях оказался победным: в пользу оппозиционного кандидата насчитывалось чуть более 55% голосов при почти 45% у его конкурента.
Как подчеркивалось в комментариях украинских СМИ, Никушор Дан «известен своим взвешенным подходом и конструктивом» и видит будущее страны вместе с народами Европы. Тогда как Джордже Симиона там именовали пророссийским и напоминали, что спецслужбы Украины запретили ему въезд в страну, мотивировав свое решение «систематической антиукраинской деятельностью» оппозиционного лидера. Также уточнялось, что тот был известен антизападной риторикой при симпатии к президенту США Дональду Трампу, а еще выступал против продолжения военной поддержки Киева. Он указывал, что поставка оружия для обеих его сторон противоречит интересам Румынии, Германии, Франции и Польши.
Как заметил в беседе с «НГ» профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) Станислав Ткаченко, ранее допустивший возможность итоговой победы бухарестского мэра, несмотря на его значительное отставание в первом туре (см. «НГ» от 05.05.25), сегодня возникают сомнения, что сам Евросоюз в дальнейшем продолжит безоглядно поддерживать Украину.
«И в этой связи, видимо, Румыния будет колебаться вместе с курсом партии. Хотя в целом у подобных европейских государств единая судьба. И их общая миссия – сдерживать Россию. Вероятно, с этой линии Румыния не соскочит. Там продолжат строить военные базы и сохранят антироссийскую риторику, оставшись вместе с Польшей активистами борьбы с Россией. Однако есть шанс, что в перспективе напряжение в регионе спадет благодаря дипломатическим усилиям. А значит, и румынским властям не придется выступать уж совсем воинственными шагами», – подчеркнул Ткаченко.
По его мнению, сохранять единый антироссийский фронт для Бухареста, как и Варшавы, также важно потому, что они стали главными бенефициарами военного конфликта с РФ. Как известно, через Польшу ранее шел основной объем грузов для Украины. На сегодня Румыния несколько перетянула на себя одеяло, но и теперь около 60% западной военной помощи отправляется для Киева по польской территории и 40% – по румынской.
В сложившейся ситуации обе страны оказались выгодополучателями и отказываться от своего положения не собираются, предположил аналитик. А что до предстоящего второго тура польских выборов, продолжил он, то, похоже, и там победит кандидат от правящей партии. Тем более что в Польше не наблюдается такого раскола, как в Румынии, где кто-то поддерживал украинский конфликт, а кто-то выступал против, и при этом одни ратовали за Трампа, а другие – за Брюссель.
«Сохранение собственного дискурса в польском государстве возможно в вопросах исторической памяти, Волынской резни. И вряд ли стоит ожидать сущностных сюрпризов от второго тура президентских выборов. Вдобавок все тамошние кандидаты выступают в роли записных русофобов, и изучать различие оттенков этой русофобии нет никакого смысла», – резюмировал профессор Ткаченко.
Между тем, по данным Национальной избирательной комиссии Польши, в первом туре президентских выборов лидировал мэр Варшавы, кандидат от правящей «Гражданской коалиции» Рафал Тшасковский с результатом в 31,36%. Не намного от него отстал консервативный историк Кароль Навроцкий, которого поддерживает оппозиционная партия «Право и справедливость» (29,54%). Оба они выходят во второй тур, которой состоится 1 июня.
Как отметил киевский политобозреватель Владимир Кравченко, в Польше прошли «особенные» выборы, и тема Украины в них не стала центральной. Но надо понимать, что в случае победы 1 июня оппозиционного кандидата увеличится риск распада нынешней правящей коалиции. А это будет подразумевать досрочные парламентские выборы, на которых могут победить партии «Право и справедливость» и «Конфедерация».
«Сценарий политической турбулентности в Польше, когда возрастает риск использования проблем украино-польских отношений во внутриполитических разборках, для Украины наименее выгоден», – считает Кравченко. По его словам, происходящее важно для Киева также потому, что Польша остается ключевым логистическим хабом, через который проходит значительная часть военной помощи Украине.