Новый аэропорт в Джебеле может принимать и транспортные самолеты.
Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm
Интерес США к Туркменистану усиливается на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке. Состоявшийся накануне телефонный разговор первого заместителя госсекретаря США Кристофера Ландау с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым свидетельствует не только об активизации дипломатических контактов, но и об интересе США к географическому положению Туркменистана, граничащего с Ираном, что делает его потенциально важным партнером для США в регионе. Это соседство, а также потенциальные возможности для энергетического сотрудничества и обеспечения региональной стабильности, очевидно, являются ключевыми факторами растущего интереса со стороны Вашингтона.
Туркменистан, традиционно придерживающийся нейтралитета, может сыграть значительную роль в обеспечении безопасности и стабильности в сложной геополитической обстановке, которую накануне обсудили высокопоставленные дипломаты США и Туркменистана Кристофер Ландау и Рашид Мередов. Телефонный разговор, как сообщил МИД Туркменистана, состоялся по инициативе американской стороны, стороны подчеркнули многолетний позитивный опыт двустороннего партнерского взаимодействия Туркменистана с Соединенными Штатами в политической, торгово-экономической, социально-культурной и других сферах.
«Особо было подчеркнуто, что Туркменистан как государство, чей нейтральный статус был трижды признан мировым сообществом в лице Организации Объединенных Наций, играет активную и конструктивную роль в международных делах. В этой связи туркменская сторона, строго следуя принципам мирного урегулирования любых международных проблем, выразила готовность участвовать в разрешении нынешней ситуации на Ближнем Востоке посредством использования самого широкого спектра дипломатических средств и методов», – говорится в сообщении МИД Туркменистана.
Тем более что косвенно Туркменистан вовлечен в решение ряда ближневосточных проблем. В частности, Ашхабад оказывает помощь в эвакуации иностранных граждан из Ирана. По данным внешнеполитического ведомства, около 50 государств обратились к Туркменистану с просьбой оказать содействие. Контрольно-пропускные пункты страны, как сухопутные, так и воздушные, уже приняли более 2000 человек из государств Центральной Азии, России, Кореи, ОАЭ, Саудовской Аравии, Омана, Бахрейна, Катара, Кувейта, Германии, Швейцарии, Дании, Великобритании и т.д. «Туркменское государство принимает необходимые меры для бесперебойного перехода иностранных граждан и возвращения их на родину, используя сухопутные коридоры страны, а также Международный аэропорт Ашхабада», – отметили в туркменском МИД.
Для Туркменистана Иран не просто соседнее государство. Эти две страны связывают тесные экономические отношения, охватывающие энергетику, транспорт и торговлю. Иран является крупным импортером туркменского природного газа и транзитной страной для его поставок в третьи страны по схеме SWAP. Двустороннее сотрудничество также активно развивается в электроэнергетике, включая совместный проект строительства линии электропередачи Мары–Мешхед и экспорт электроэнергии из Туркменистана в Иран. Помимо транспортных коридоров идет строительство автодороги Гумдаг – Этрек – граница Ирана (242 км). Есть договоренности по созданию приграничных торговых зон и туркмено-иранского Делового совета, а также согласованный план активизации торгово-экономических связей на 2026–2028 годы. Активно ведется сотрудничество в сфере использования ресурсов Каспия.
Для США Туркменистан представляет аналогичный стратегический интерес в перечисленных областях, что подтверждается неоднократными заявлениями о поддержке проекта Транскаспийского газопровода, призванного обеспечить поставки туркменского газа на европейский рынок через Азербайджан. В частности, последнее заявление было сделано госсекретарем США Марко Рубио в мае 2025 года (см. «НГ» от 01.06.25).
У Туркменистана и США существует богатый и неоднозначный опыт сотрудничества в военной сфере. Как сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Дерья Караев, длительное время на территории аэропорта Ашхабада существовал так называемый логистический центр Армии США, действовавший в военных и гуманитарных интересах операции коалиции во главе с США в Афганистане. «Формально власти еще при Ниязове (первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. – «НГ») декларировали присутствие иностранного военного контингента на территории Туркменистана рамками «операции под эгидой ООН», чтобы обойти принцип нейтралитета. Хотя хорошо известно, что Армия США использовала не только аэродром в Ашхабаде и не только в гуманитарных целях, в том числе без разрешения туркменских властей на пересечение границы и даже для экстренных посадок авиации», – отметил эксперт.
Караев напомнил о случае с экстренной эвакуацией группы сопровождения конвоя, попавшего в автоаварию на одной из трасс, ведущих в Афганистан. Тогда самолет ВВС США, вылетевший с американской базы в Омане и приземлившийся на грунтовую площадку, эвакуировал пострадавшую группу, причем пролет и посадка были совершены без разрешения туркменских властей, но с уведомлением, что действия произошли в рамках операции ООН. «По мере угасания активных действий в Афганистане Туркменистан свернул работу логистического центра, а фактически – военной базы в аэропорту столицы. В дальнейшем ходили ничем не подтвержденные слухи о просьбах американской стороны относительно размещения такого центра на бывшем советском военном аэродроме Мары-2. Но о каком-либо активном его использовании американскими ВВС неизвестно. А в мае сего года на западе Туркменистана с большой помпой был открыт новый аэропорт в населенном пункте Джебел», – сообщил Караев.
Джебел – поселок городского типа с населением около 10 тыс. человек. В 20 км от Джебела расположен крупный областной центр Балканабад (бывший Небитдаг, столица туркменских нефтяников), со своим аэропортом, требующим реконструкции и находящимся в черте города.
Финансирование строительства было обеспечено за счет кредита Фонда развития Абу-Даби (ADFD) на сумму 367 млн дирхамов ОАЭ (100 млн долл.), причем подписано было сразу два соглашения – первое предусматривает выделение 275 млн дирхамов ОАЭ на строительство аэропорта в Джебеле, а второе соглашение направлено на финансирование разработки гибридной электростанции мощностью 10 мегаватт стоимостью 92 млн дирхамов ОАЭ (чуть более 25 млн долл). Об этом сообщало издание Arabian Business. Строительство аэропорта начато в 2021 году и закончено в мае 2025-го с демонстрацией всему миру посадки и взлета президентского самолета с лидером Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым на борту.
Значимых объектов в окрестностях Джебела не существует, кроме небольшого озера с соленой водой и курорта местного значения. Но расположение аэропорта, построенного на месте бывшего военного аэродрома СССР, со взлетно-посадочной полосой в 3200 м и всей навигационной инфраструктурой неплохо подходит для нужд аэродрома подскока или экстренной посадки самолетов военной авиации во время операций в одной из близлежащих стран, считает эксперт.
Впрочем, Ашхабаду есть что предъявить и США. После указа президента Дональда Трампа, ограничивающего въезд в США граждан ряда стран с целью усиления контроля над выдачей виз, Туркменистан оказался в числе государств, подвергшихся ужесточению визового режима. Гражданам Туркменистана теперь будет отказано в визах категорий B-1 (деловые поездки), B-2 (туризм, лечение, личные цели), B-1/B-2, F (студенты высших учебных заведений), M (студенты неакадемических заведений) и J (программы обмена). Фактически въезд в США для граждан Туркменистана возможен лишь в качестве инвесторов, членов семей американских граждан или транзитом. МИД Туркменистана выразил обеспокоенность по поводу этого решения, назвав его поспешным. Как заметил Караев, Туркменистан – единственная страна СНГ попавшая в этот список.