Глава Украинского института национальной памяти Александр Алферов надеется согласовать историческую память Украины и Польши. Фото с сайта www.mcsc.gov.ua
Весной планируется возобновить совместные поисковые работы Украины и Польши в местах захоронений, сообщил глава Украинского института национальной памяти Александр Алферов. Предпринятая Киевом «эксгумационная дипломатия» призвана смягчить обострившиеся противоречия с Варшавой после прихода нового президента Кароля Навроцкого. Память о жертвах Волынской резни омрачает взаимоотношения двух стран.
Председатель Украинского института национальной памяти Александр Алферов сообщил во вторник журналистам о планах по дальнейшему возобновлению совместных поисковых работ Украины и Польши. «Весной начнутся работы как польских специалистов на территории Украины, так и украинских в Польше», – рассказал Алферов.
Киев уже предоставил Варшаве разрешение на проведение поисковых работ в селе Углы Ровенской области, где, как предполагается, находится еще одно захоронение жертв Волынской резни. Напомним, только в ночь на 11 июля 1943 года подразделения Украинской повстанческой армии (УПА, организация признана в РФ экстремистской, деятельность запрещена) вырезали жителей 150 польских сел, деревень и хуторов на Волыни. А всего в 1943–1944 годах уничтожили, по различным оценкам, от 60 тыс. до 120 тыс. поляков, проживавших на Волыни и в Галиции. Соответствующие эксгумационные работы стартовали в мае в селе Пужники Тернопольской области, где были задействованы украинские и польские судебные эксперты, археологи, генетики и антропологи. В ходе этой экспедиции удалось обнаружить останки 42 человек.
Следует отметить, что Киев и Варшава еще в январе текущего года обменялись запросами с указанием перечня мест предполагаемых поисковых и эксгумационных работ. Об этом проинформировал СМИ замминистра культуры и стратегических коммуникаций Украины Андрей Наджос, ставший украинским соруководителем рабочей группы «по урегулированию проблемных вопросов в исторической сфере». В первую очередь в списках фигурировало захоронение поляков, убитых украинскими националистами, которое было обнаружено в Тернопольской области в 2023 году.
При этом подчеркивалось, что пока речь о допуске польских экспертов ко всем предполагаемым захоронениям не идет. Необходимые разрешения на проведение работ на конкретных объектах будут выдаваться после рассмотрения надлежащим образом оформленных документов от компаний, имеющих право на осуществление соответствующей деятельности, разъяснили журналистам в Киеве. Одновременно украинские представители указали, что также рассчитывают получить доступ к местам захоронений членов УПА, убитых на территории Польши в конце Второй мировой войны.
30 сентября исследователи львовского мемориально-поискового центра «Доля» начали поисково-эксгумационные работы в польском селе Юречкова, где могли быть похоронены до 18 бойцов УПА. О завершении исследований Украинский институт национальной памяти объявил 4 октября. И как отмечалось, на упомянутом участке захоронения не были найдены. Также в СМИ упоминались совместные эксгумационные работы на месте бывшего кладбища в микрорайоне Збоище во Львове в августе. Там были подняты 40–50 тел, которые предположительно принадлежали солдатам Войска Польского, погибшим в боях за город в 1939 году. Хотя конкретизировать все данные планируется после проведения экспертизы ДНК.
Как уведомил в конце сентября Наджос, польская сторона запросила Киев о проведении поисково-эксгумационных работ на территории Харьковской и Херсонской областей, там планировалось найти польских граждан, погибших в результате действий НКВД. По его словам, такой запрос «приятно удивил», так как подтвердил интерес Варшавы не только к проблематике Волыни, но и к тому, чтобы «отграничить вопросы исторической памяти от политики».
Очевидно, что сама по себе затея отыскать поляков, некогда погибших от рук НКВД, под Харьковом и Херсоном имеет политический характер. Сам Наджос признал, что осуществить исследования на указанных участках невозможно в условиях продолжающегося масштабного военного конфликта с РФ.
Складывается впечатление, что «эксгумационная дипломатия» призвана помочь Киеву смягчить новые противоречия, возникшие после инаугурации в начале августа президента Польши Кароля Навроцкого. В июле он призвал украинского коллегу Владимира Зеленского масштабировать процесс эксгумации тел жертв Волынской трагедии с тем, чтобы Польша и Украина примирились «по-настоящему» и «через правду».
Тогда посол Украины в Варшаве Василий Боднар подтвердил готовность Киева обсуждать историю и «называть преступление преступлением». «Мы должны извиниться, но мы также должны почтить память тех жертв, которые в этом нуждаются, по обе стороны границы», – сказал Бондарь.
Однако достижение общего взаимопонимания неизбежно затруднялось традиционной политикой киевских властей, направленной на героизацию лидеров УПА. К тому же польский президент заявил, что необходимо упорядочить ситуацию с украинскими мигрантами, и настоял на привязке предоставляемой помощи к трудоустройству конкретных ее получателей. Это спровоцировало протесты ряда местных организаций, которые наблюдатели также увязали с влиянием украинских властей.
Помогли ли в таких условиях заявленные эксгумационные работы улучшить отношения между Варшавой и Киевом, пока сказать сложно, заметил в беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Центра Вышеградских исследований Института Европы РАН Михаил Ведерников. Он напомнил, что президент не играет ключевую роль в руководстве Польши. Скорее можно допустить, что сам по себе приход Навроцкого, ранее возглавлявшего Институт национальной памяти, помог активизировать контакты экспертов сторон. Но историческая проблематика сегодня все же не определяет взаимоотношения двух соседних стран.