0
11442

14.01.2015 00:01:00

Современноcти придумали концепцию

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: музей, история, музей современной истории, россия


музей, история, музей современной истории, россия На Тверской придумали концепцию и для истории XXI века. Фото Валерии Буровой

При министре культуры Владимире Мединском во многих федеральных музеях сменилось руководство: «Кижи», Литературный музей, Музей кино… На первых порах, еще в 2013-м, брифинги, на которых объявляли о новом директоре, обычно анонсировались Минкультом как касающиеся стратегии развития – так было и с Пушкинским, и с Политехническим музеем, и с РОСИЗО. В июле минувшего года новый руководитель появился в Музее современной истории России – его возглавила Ирина Великанова, а ее предшественник Сергей Архангелов получил пост первого замдиректора, курирующего научно-музейную деятельность. Не сказать чтобы в последние годы Музей современной истории России был особенно заметен на музейной карте города, и министр надеется, что Великанова – которая, напомним, работала в свое время руководителем аппарата фракции «Единая Россия», была депутатом Мосгордумы, а в 2014-м даже награждена почетным знаком «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма», – так вот, что она придаст развитию институции новый импульс.

Несмотря на кадровые перемены, прошедшие полгода пока никак не изменили общего представления о данном конкретном музее (конечно, и времени еще прошло мало), если бы не одно «но». В декабре тут показали выставку «Эмоции» (см. «НГ» от 11.12.14), состоявшую из вполне обычных картин, написанных преимущественно членами Союза художников, но Минкульт анонсировал мероприятие как выявляющее новые тенденции госполитики в сфере современного искусства. Вот тогда неравнодушная к contemporary art, так называемому актуальному искусству, общественность всполошилась и побежала в музей, который, повторимся, в последние годы вел довольно сумбурную выставочную деятельность и не давал поводов часто туда заглядывать. На открытии Великанова сообщила, что показ этот соответствует новой музейной стратегии развития, которую представили в декабре.

В концепции этой, как привычно слышать от музеев, говорится о нехватке помещений для фондов, о необходимости расширения экспозиционных площадей, о подготовке к 100-летию музея в 2017-м (в революционном 1917-м решили создать Музей революции, который и открылся через семь лет), о реставрации, о «функциональном зонировании главного здания» и, конечно, о том, что в нынешней культурной политике получило первые роли: увеличении посещаемости и насыщении музея в том числе и интерактивной и мультимедийной начинкой.  Здесь в планах – и 3D, и 4D, и запуск «световых эффектов при появлении зрителей (смена дня и ночи, создание иллюзии жизни и т.п.)». История, видимо, будет воздействовать на все органы восприятия, почти как аттракцион.

Трактовка истории выходит на первые позиции в пору кризисов, внешней нестабильности и участившихся разговоров о патриотическом воспитании. Понятно, что в такое время Музей современной истории особенно нужен государству и может вызвать горячие споры, как в свое время вызвало обсуждение учебника истории. И вот этот музей обещает задуматься и об освещении истории XXI века, анонсируя, в частности, такие разделы: «Россия сегодня. Исторические традиции и вызовы XXI века», «Стратегия национальной политики современной России», и даже сегодняшние, еще не завершившиеся, «не остывшие» в плане исторической дистанции события подвергнутся в музее научно-исследовательской работе – вот же, прописана тема «Россия и Крым: этапы общей истории». Возникает вопрос: как об этом говорить? Текст концепции сулит «непредвзятый и конкретно-исторический подход». И вспоминается анекдот про изучение английского новым русским: что вообще «карандаш» – это «a pencil», а чисто конкретно – «the pencil». Ну и, наконец, обещают тут, что музейная работа поможет готовить учеников «к сдаче ЕГЭ и ГИА»! По «трудным», как здесь написано, вопросам истории будут привлекать внешних специалистов, в том числе из Института российской истории РАН. А в новой постоянной экспозиции нам нужно ждать, например, мультимедийного модуля о «причинах и оценке стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.»…

Поскольку музейная деятельность предполагает активную выставочную работу, естественно, появляется и другой вопрос: что будут показывать? В большом списке временных экспозиций последних лет как-то смешались и посвящение  Николаю Байбакову, министру нефтяной промышленности и председателю Госплана СССР, и выставки о кружеве и какао, и показ художника Александра Тихомирова, не самого известного творца, но его фонду тем не менее удалось организовать экспозиции в разных музеях обеих столиц. А в сентябре прошла фотовыставка «Наш Крым»… В декабре – упомянутые уже «Эмоции». При этом, по информации «НГ», директор Ирина Великанова не захотела принять на своей площадке «Русский авангард в театральном дизайне 1913–1933 годов: война, революция и дизайн», сложную, красивую выставку, которую для лондонского Музея Виктории и Альберта собирали российские музеи. Нежелание это кажется странным, учитывая, что посвященная Чехову выставка аж 2010 года была, пожалуй, одним из самых запомнившихся за эти годы событий на этой площадке, а если музей в принципе не против рассказывать не только про Крым, но также и про революцию, с которой во многом и началась эта самая современная история России, то без авангарда про нее никак не расскажешь. 

Стоит ли повторять, что концепция развития музея, тем более концептуализация истории вообще, – материи хрупкие, требующие особой тщательности и полифокальности помимо той, что получается из мультимедиа. И от того, что будет значить это «конкретно-исторически», многое зависит не только в здании на Тверской. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
424
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
450
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
384
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
470

Другие новости