0
2273
Газета Дипкурьер Интернет-версия

07.10.2002 00:00:00

Новая конфигурация для Евразии

Андрей Окара

Об авторе: Андрей Николаевич Окара - доцент Российской академии государственной службы при президенте РФ.

Тэги: снг, интеграция


Более чем десятилетняя история Содружества Независимых Государств свидетельствует о том, что у лидеров объединения отсутствует понимание той сверхзадачи, которая на него возлагается. Иначе говоря, ответ на вопрос: почему страны, создающие Содружество, никак не могут без него обойтись. Подобная сверхзадача может мотивироваться и общей экономической выгодой, и геополитическими причинами, и совместной оборонной инициативой, и религиозной либо этнокультурной близостью народов. Когда такая объединительная мотивация или отсутствует, или слабо проявлена, никакие проекты, даже, казалось бы, самые выгодные и перспективные, не работают.

Например, мотивация ЕС вполне очевидна: усилить геоэкономическую самостоятельность объединенной Европы в эпоху острой борьбы за природные ресурсы, когда они уже почти полностью иссякли, отмежеваться от доминирующего влияния США и НАТО.

Мотивация СНГ так до сих пор четко не определена, отчего оно постепенно превращается в аморфное, неэффективное образование - все слышнее голоса политиков и аналитиков о необходимости его ликвидации. Достаточно популярна точка зрения о том, что на смену СНГ и другим многосторонним объединениям должны прийти двусторонние союзы. Действительно, по многим направлениям экономического взаимодействия эффективны именно соглашения между двумя сторонами. Однако они никак не могут подменить собою системной организации геополитического и геоэкономического пространства.

Общая мировая тенденция современности такова, что реальными субъектами политической активности являются уже не "национальные государства", а международные организации, ТНК, "государства-системы", подобные США или Китаю, конфедерации, подобные ЕС, и международные объединения, выстроенные на цивилизационной основе вроде НАТО.

На постсоветском пространстве друг на друга накладываются разные типы идентичностей. Панславизм (идеология "восточнославянского братства") в существующих условиях неэффективен. Он, конечно, эффективен как идеологическая основа для взаимопонимания политических элит России, Украины и Белоруссии, но лишь по узкому кругу проблем. Значительно более актуальна "поствизантийская" идентичность - представление о цивилизационной близости восточноевропейских (иначе говоря, восточнохристианских) стран и народов - частей бывшей византийской Ойкумены (из стран СНГ, помимо России, Украины и Белоруссии это также Молдавия, Грузия и Армения). Она может соединяться с евразийской идентичностью - представлением о единственно возможной "континентальной" ориентации постсоветского пространства - в противовес евроатлантическим приоритетам (с этой точки зрения американское присутствие в Таджикистане и Узбекистане следует рассматривать как крупный геополитический провал).

Актуально также желание "стать" частью "Европы", построенное на "факторе Европы", особо заметное в России и на Украине. Нет никакого сомнения в том, что ни одна страна, входящая в СНГ, ни при каких обстоятельствах не станет членом ЕС; вероятность стать членом НАТО есть только у небольших стран, имеющих ключевое значение по отношению к какому-либо региону (например, у Грузии), да и то не в качестве полноправного субъекта, а в качестве удобного плацдарма для натовских военных баз.

Российская политика в странах СНГ, как правило, крайне неэффективна - именно из-за отсутствия понимания долгосрочных целей и доминантных мотивов. Стоит сказать, что возвращение в Грузию Эдуарда Шеварднадзе в 1992 г. из политического небытия, а также периодическое спасение режима Леонида Кучмы возможны исключительно благодаря поддержке Москвы.

В постсоветских государствах исторически сложилось различное восприятие "фактора Москвы". Так, Белоруссия, Армения, Казахстан изначально ориентированы скорее пророссийски; Украина, Грузия, Узбекистан - скорее наоборот. Поэтому еще в начале 1990-х без труда можно было представить конфигурацию внутренней напряженности на постсоветском пространстве: с одной стороны, нынешний ЕврАзЭС и ДКБ, с другой - ГУАМ. Обе эти коалиции крайне неэффективны, поскольку основные противоречия идут по оси Москва-Киев. А как известно, все масштабные проекты на евразийском пространстве - и Российская империя в XVIII в., и Советский Союз в XX в. - могли осуществиться только на основе альянса России и Украины. Поэтому понятно повышенное внимание к ГУАМ со стороны США и иных "внешних менеджеров" (многие аналитики считают это образование полностью марионеточным; в значительной степени ГУАМ реализует идею обновленного Великого княжества Литовского - Черноморского-Балтийского союза - "санитарного кордона", отделяющего Россию от Западной и Центральной Европы, а также от ключевых территорий в Причерноморье, на Кавказе и в Центральной Азии).

Российско-белорусские же интеграционные инициативы без участия Украины превращаются в политический фарс. Именно по этой причине наибольшего эффекта в структурировании пространства можно будет добиться лишь в том случае, если с новыми инициативами выступит не Москва, не Минск либо Астана, а Киев. Интеграционные инициативы от Москвы доброй половиной участников СНГ воспринимаются как возобновление "имперской политики", как попытка новой "колонизации". Инициативы от Белоруссии либо Казахстана часто воспринимаются как желание получить доступ к дешевым ресурсам.

Очевидно, что постсоветское политическое и экономическое пространство остро нуждается и в новой конфигурации, и в новой интеграционной инициативе. Возможно, оно может структурироваться как обновленная конфедерация, созданная на руинах СНГ, - с приоритетами военно-стратегического и экономического сотрудничества. Однако для подобной трансформации необходима идеология, необходимо понимание общей сверхзадачи, необходимо понимание единой для всех угрозы, определенное количество сильных политических лидеров.

В противном случае СНГ де-факто перестанет существовать, а на его месте образуются два полярно ориентированных сообщества, прообразом которых могут служить ЕвразЭС и ГУАМ, тратящие значительную долю своих скудных сил и ресурсов на противостояние друг с другом.

И никакие двусторонние соглашения между странами в этом случае не помогут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
502
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
844
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
952
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
725

Другие новости