Кишиневский аэропорт значится в списке привлекательных объектов. Фото Reuters
До сих пор до конца не выяснено, можно ли считать порт Джурджулешть на Дунае румынским или он все еще молдавский. Желание румын сделать его частью румынского порта Констанца на Черном море очевидна – сделка близится к завершению. На днях появилась информация, которая показала: Бухарест готов купить не только речной порт, но и аэро – в Кишиневе, а с ним и военный – в селе Маркулешты, а также Железную дорогу Молдавии. Сенат Румынии одобрил предложение о создании Fondului Moldova (Фонда Молдовы) – инвестиционного фонда с государственным и частным капиталом, со штаб-квартирой в Румынии. Новая структура должна заменить старую, занимавшуюся безвозмездной помощью.
Идея создания фонда как структуры, которая должна заменить текущую финансовую помощь Румынии Республике Молдова (РМ) инвестиционным механизмом, принадлежит партии AUR – «Альянсу за объединение румын». Это правая популистская партия в Румынии, а с недавнего времени и в Молдавии. Идея выдвинута летом этого года. Суть проекта в том, что вместо безвозмездной помощи, которую Румыния периодически выделяет РМ, в соседней стране создадут инвестфонд, который станет вкладывать деньги в экономику РМ. Если проще, то покупать молдавскую недвижимость, которая еще в цене. К тому же при власти, представленной гражданами Румынии и выступающей за объединение «двух Румыний». Это любимый лозунг экс-президента Румынии Траяна Бэсеску, который предсказывал объединение двух стран в составе Евросоюза. К этому все и идет. В Кишиневе и Брюсселе полагают, что к 2029 году Молдавия закончит подготовку к вступлению в ЕС. А к тому времени все представляющее интерес для румынского бизнеса будет уже румынским.
Сенат Румынии 2 декабря одобрил законодательное предложение о создании Fondului Moldova (Фонда Молдовы) – альтернативного инвестфонда с государственным и частным капиталом, организованного как акционерное общество с переменным уставным капиталом и штаб-квартирой в Румынии.
«В экономике Республики Молдова появится значительный, постоянный и надежный источник инвестиций, – пояснил сенатор от румынской партии AUR Петришор Пею. – Эти инвестиции будут ассоциироваться не только с румынским государством или отдельными компаниями, а с Румынией в целом. Это создаст прочную эмоциональную связь между двумя странами, а их экономики начнут работать синергетически. Существенная часть европейских фондов будет направлена на укрепление экономической интеграции между двумя румынскими государствами».
«Действительно, зачем оказывать безвозмездную помощь, когда можно не только очень хорошо заработать, но и полностью взять под контроль всю молдавскую экономику?» – задало вопрос издание «Молдавские ведомости».
Согласно проекту, первоначальный уставный капитал Фонда Молдовы составит 1,25 млрд румынских леев (4,85 млрд молдавских леев или 250 млн евро). Они будут разделены на 25 млн акций стоимостью 50 румынских леев (9,82 евро) каждая. Если дело окажется прибыльным, каждый год фонд будет эмитировать еще по 10 млн акций.
Исходя из существующей реальности, на эти деньги Румыния будет скупать наиболее прибыльные молдавские компании и инфраструктурные объекты – либо вкладывать их в самые выгодные и стратегически важные проекты.
В качестве примеров можно привести газопровод Яссы–Унгены–Кишинев, который задумывался как собственность Молдавии, но теперь принадлежит Румынии через контролируемую государством компанию Transgaz. Сейчас Румыния пытается купить Джурджулештский порт на Дунае, который построила Молдавия. Этот порт приносил немало денег, так как через него после начала конфликта на Украине шел украинский зерновой поток. Сначала в Джурджулешты, потом по Черному морю в румынский порт Констанца. Молдавские авто- и железнодорожники жаловались, что морской порт разорил их, так как по воде транзит дешевле, чем по земле, и все поставщики выбрали более выгодный вариант.
Впрочем, в случае с портом Джурджулешты возник конфликт интересов между владельцами компаний порта Констанца. Но интерес у румын остается, тем более что в Бухаресте уже подсчитывают, какие дивиденды можно будет получить, участвуя в поставке грузов при восстановлении Украины после завершения боевых действий.
|
|
Железная дорога Молдавии выставляет на продажу все имущество: от вагонов до рельсов. Фото с сайта www.railway.md |
Если говорить о ЖДМ, то она выставляет на аукцион локомотивы, вагоны и объекты недвижимости.
Государственное предприятие «Железная дорога Молдовы» объявляет о проведении серии аукционов в период с 22 по 24 декабря 2025 года. В рамках аукционов будут реализованы локомотивы, вагоны, тележки, контейнеры, металлолом, объекты недвижимости и запасные части.
Первый раунд торгов состоится 22 декабря 2025 года в формате «с понижением цены», на котором будут выставлены на продажу 62 локомотива, каждый отдельным лотом. Стартовая цена, установленная предприятием, начинается от 1 млн леев за единицу.
В тот же день пройдет аукцион «с открытым повышением цены» для продажи 41 пассажирского вагона (без тележек) и 90 тележек, объединенных в 45 лотов по две единицы. Стартовая стоимость пассажирских вагонов составляет 138,8 тыс. леев.
23 декабря 2025 года в 09.00 ЖДМ проведет аукцион «с открытым повышением цены» для реализации 81 танк-контейнера, каждый отдельным лотом, по минимальной цене 173 тыс. леев.
По этому поводу кишиневская пресса пишет: «Избавившись от мнимой зависимости от России, Молдова срочно старается попасть в гораздо более сильную зависимость даже не от Евросоюза, а конкретно от Румынии. Что понятно, поскольку все нынешнее руководство РМ – граждане соседней страны не по рождению, а по присяге, в которой поклялись верно служить ее интересам».
Хотя, считает бывший министр образования РМ Корнелиу Попович, новая стратегия США может стать холодным душем для кишиневского политического класса. Он называет документ «серьезным предупреждением для Республики Молдова». По словам Поповича, документ обозначает новый подход к отношениям с Россией, Евросоюзом и странами региона, и эти сигналы не могут быть проигнорированы ни правящей партией РМ, ни оппозицией. Бывший молдавский министр предупреждает, что новые направления Вашингтона будут воздействовать на регион, и Кишинев должен быть готов к быстрой геополитической рекалибровке.

