0
1892
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.02.2006 00:00:00

ЕЭП: быть или не быть

Лидия Косикова

Об авторе: Лидия Косикова - ведущий научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии Института экономики РАН.

Тэги: еэп, снг, ес


еэп, снг, ес Украина не вошла в ЕЭП хотя бы потому, что в Киеве нет единства относительно будущего страны.
Фото Reuters

23 февраля 2003 г. исполнилось три года с момента появления на свет новой интеграционной инициативы – формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Создать ЕЭП договорились президенты четырех стран – Владимир Путин, Леонид Кучма, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, подписавшие в Москве специальное Заявление. В документе объемом всего в одну страницу говорилось о необходимости проведения согласованной экономической политики, гармонизации законодательства и создании единой регулирующей комиссии по торговле и тарифам. Конечной целью работы было объявлено учреждение организации региональной интеграции. Межгосударственное соглашение о ЕЭП планировалось подготовить к сентябрю 2003 г.

Инициатива интеграции четырех наиболее экономически развитых постсоветских государств была вызвана неудовлетворенностью реальными процессами хозяйственного взаимодействия в СНГ. Это относилось и ко всему Содружеству, и к региональным союзам с участием России, таким как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ). ЕЭП замышлялся как прообраз Экономического союза стран СНГ, в котором мощная «четверка» могла бы стать ядром и локомотивом интеграционных процессов.

В этой связи важная роль отводилась межгосударственной Комиссии по тарифам и торговле, не зависимой от национальных правительств. Она должна была придать обязательность решениям, принимаемым в «четверке», и способствовать их выполнению.

Другой важной мотивацией разработчиков проекта ЕЭП была, очевидно, необходимость реакции на ожидавшееся расширение Евросоюза. Прогнозы последствий этого расширения показывали, что условия торговли стран СНГ с партнерами в Центрально-Восточной Европе осложнятся, а конкурентоспособность Содружества на объединенном рынке ЕС снизится.

И, наконец, третьим важным мотивом появления проекта ЕЭП следует, по-видимому, считать еще одну попытку привлечь Украину к процессам евразийской интеграции. Все предыдущие усилия в этом направлении были неудачными. Несмотря на перспективу получения солидных преференций, включая низкие цены на энергоносители и льготные транспортные тарифы, Украина не подписывала Устав СНГ, игнорировала приглашения в ЕврАзЭС и в Союз России и Белоруссии, а в Договоре об экономическом союзе от 1993 г. предпочитала ассоциированное членство, поддерживая лишь идею создания зоны свободной торговли. Украинская сторона всегда категорически возражала против любых межгосударственных союзов, если в их составе была Россия, опасаясь тем самым «возрождения империи» и акцентируя свою заинтересованность в сближении с ЕС.

Так что же изменилось к началу 2003 года? В период 2001–2002 гг. имидж Украины и лично Леонида Кучмы на Западе ухудшился, а перспективы европейской интеграции были более чем туманными. При этом российско-украинские торговые отношения активизировались, российский капитал активно участвовал в денежной приватизации украинских предприятий. Кроме того, личные позиции Кучмы внутри Украины во многом зависели от российской поддержки. В этой ситуации выгоды экономической интеграции со странами СНГ стали для Украины более очевидными.

Троянский конь

По мере продвижения проекта ЕЭП его изначальное содержание выхолащивалось и запутывалось, сталкиваясь с противоречивыми интересами участников. Уже на стадии подготовки концепции и четырехстороннего соглашения о формировании ЕЭП практически перестали упоминать о конечной цели объединения – организации региональной интеграции. В дальнейшем страны отказались от идеи совместного вступления в ВТО единым таможенным союзом и продолжали вести переговоры сепаратно. Трудноразрешимой проблемой стало учреждение в ЕЭП регулирующей комиссии, которую трактуют как некий наднациональный орган. Давно нет и упоминания о возможности создания общей валюты. Практически ни один из замыслов не воплотился, да и вряд ли мог воплотиться, если учесть, что с самого начала в проекте был «троянский конь» – Украина.

Архитекторы проекта ЕЭП, очевидно, плохо представляли себе, насколько глубоко идеи евразийской интеграции противоречат внешнеполитическому курсу этой страны. Даже подписав рамочное Соглашение о создании ЕЭП в сентябре 2003 г., украинская делегация внесла в текст оговорку, что Украина будет участвовать в проекте Единого экономического пространства «в пределах, соответствующих Конституции Украины». Фактически речь шла только о зоне свободной торговли. Остальные страны были вынуждены принять это условие – без Украины проект ЕЭП «рассыпался» бы в самом начале.

На ратификацию соглашения ушло полгода, а дальше началась подготовка законодательной базы. На этой стадии разработчики опять споткнулись о позицию Украины, не желавшей подписывать Кодекс ЕЭП и одобрившей только 29 из 93 соглашений. Да и это решение подкреплялось односторонними экономическими уступками со стороны России (особенно в канун президентских выборов 2004 года).

Но после победы Виктора Ющенко, четко обозначившего ориентацию Украины на ЕС и НАТО, работа снова застопорилась. Потом на Украине разразился правительственный кризис, а в декабре 2005 г. Евросоюз одобрил действия Украины в рамках европейской политики соседства. В итоге ни один международный договор в рамках «четверки» ЕЭП так и не был подписан. Законодательная база существует только на бумаге и требует сложного, многоступенчатого согласования. Число соглашений в «первоочередном» пакете уменьшилось до 15. Назначен новый срок их подписания – 1 марта 2006 г. Удастся ли его выдержать, кто и что будет подписывать?

Чемодан без ручки

В новых политических условиях становится все яснее, что ЕЭП в задуманном виде нереализуем, а зона свободной торговли мало кого интересует, кроме Украины. Может быть, пора отказаться от идеи ЕЭП и не морочить голову общественности?

На экспертном уровне обсуждается вариант «ЕЭП: 3+1». Его суть: «тройка» стран интегрируется без Украины, которая участвует только в создании зоны свободной торговли. Но реализация этого варианта проблематична и чревата экономическими потерями для России, а главное – «разноскоростная» интеграция теряет смысл при разнонаправленных внешнеполитических стратегиях. Россия, Казахстан и Белоруссия вполне успешно могут решать интеграционные задачи без Украины – в рамках набирающего силу ЕврАзЭС. Речь идет о фактическом распаде ЕЭП, и многие считают, что это – стратегическая ошибка Украины, европерспективы которой не вполне ясны. Оставаясь неопределенно долго «новой соседкой» расширенного ЕС и не сближаясь с ЕЭП, она упускает многие возможности. Но это – проблемы самой Украины.

Для России вынужденный отказ от ЕЭП – это отказ от попыток экономически консолидировать постсоветское пространство, закрепление раскола на «пророссийские» и прочие региональные союзы в СНГ, восприятие Украины как противоположного полюса региональной интеграции и ограничение торгово-экономических связей исключительно двусторонними контактами, что вызовет новые проблемы. При неизбежном росте цен на российские энергоносители и отказе от преференций в торговле с партнерами, не входящими в «пророссийские» союзы, возникнет проблема структурного барьера, несбалансированности торгового сальдо, неизбежного в этом случае кредитования стран СНГ со стороны России. Эта проблема уже маячит в российско-украинских отношениях.

Так что же делать? Реализовать первоначальную идею ЕЭП как таможенного союза и в будущем единого рынка из-за позиции Украины нельзя. Разбить ЕЭП и выделить тройку мало эффективно: ЕЭП как дублер ЕврАзЭС не нужен. Отказаться от законодательных наработок в рамках проекта тоже жалко – проделана огромная экспертная работа. Нам представляется, что есть только один разумный выход – трансформировать проект в русле концепции функциональной интеграции и открытого регионализма.

Измениться или умереть

Надо вернуться к сущности понятия «единое экономическое пространство». Нельзя дальше мыслить в русле «конкуренции интеграций»: ставить нереальную задачу создания ЕЭП как противовеса ЕС, а партнеров по СНГ заставлять выбирать по принципу «или – или». Если Россия хочет активизировать сотрудничество с Украиной, надо по-новому подойти к проекту ЕЭП – не как к международному объединению, а как к модели экономической интеграции функционального типа.

Во-первых, в таком виде проект ЕЭП, на наш взгляд, может объединять страны с разными внешнеполитическими приоритетами, которые не приемлют жестких институциональных форм евразийской интеграции с бюрократической надстройкой (ЕврАзЭС, Союзное государство РФ и РБ), боятся доминирования России. Сегодня – это страны ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), избравшие сближение с Евросоюзом, и Туркмения. Содержательным наполнением сотрудничества с ними в формате ЕЭП могут стать отраслевые и инфраструктурные проекты, ведущие к формированию общих рынков товаров и услуг. В ЕЭП надо шире использовать опыт национальных и межгосударственных корпораций, существующих отраслевых советов стран СНГ и бизнес-ассоциаций.

Во-вторых, во внешнеэкономической политике самой России также есть два стратегических направления: сотрудничество со странами СНГ и сотрудничество с ЕС, где заявлена цель сформировать общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП). Надо постараться состыковать отдельные направления сотрудничества в рамках ЕЭП с идеями и планами формирования ОЕЭП. Первые «узелки», как нам представляется, уже наметились. Это так называемые энергодиалоги. Они уже развиваются между Россией и ЕС, к ним намерены приступить Украина и ЕС. В этой сфере возникнут и соответствующие органы управления. Инициатива «стыковочных» проектов ЕЭП–ОЕЭП должна показать, что Россия отнюдь не стремится изолироваться от Запада, создавая противодействующую группировку со странами Восточной Европы. Евровосток – Украина, Молдова, Белоруссия, Балтия – это естественная контактная зона России и ЕС.

Не исключено, что именно в рамках концепции общих пространств СНГ и ЕС возобновится сотрудничество по созданию межгосударственного газотранспортного консорциума с участием России, Украины и других стран СНГ и Европы, будет успешно реализован проект нефтепровода для каспийской нефти Одесса–Броды–Гданьск с подключением и российских, и белорусских, и польских инвесторов. Интересные и взаимовыгодные проекты могут быть и в электроэнергетике, и авиастроении, и космической отрасли.

А дальнейшая пробуксовка ЕЭП на стадии законодательного согласования, создания всеобъемлющей базы законов в «безвоздушном пространстве», когда не предложен ни один конкретный проект по сотрудничеству, представляется непродуктивной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
460
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
746
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1103
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
803

Другие новости