0
1806
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.03.2008 00:00:00

Проект длиной в десятилетие

Ильгар Велизаде

Об авторе: Ильгар Велизаде - политолог, главный редактор журнала Professional.

Тэги: иран, проект, астара


Недавно посол Ирана в Баку на традиционной пресс-конференции заявил, что Тегеран готов построить восьмикилометровый участок железной дороги Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). Это заявление иранского дипломата дало повод вспомнить о транспортном «долгострое» современности – проекте Север–Юг.

Напомним, что идея создания транспортного коридора Север–Юг была выдвинута на заседании администраций железных дорог России, Ирана и Индии еще в 2000 году. 21 мая 2002 года было подписано общее соглашение по этому проекту. Азербайджан присоединился к нему в 2005 году.

По замыслу разработчиков проекта, этот маршрут должен объединить транспортно-информационные магистрали от Индии и Омана – сначала по морю, затем через Иран, Каспийский регион – до России и в обратном направлении. По расчетам экспертов, пропускная способность коридора составит на первых порах до 10 млн. тонн грузов в год.

Суть проекта заключается в продлении панъевропейского коридора Хельсинки–Петербург–Москва (по Критской классификации маршрут № 9) для перевозок до Астрахани и далее паромом через Каспийское море в Иран, Индию и страны Персидского залива. При этом водная трасса предполагает использование внутренних водных путей России: Каспий–Волга–Балтийское море и Каспий–Волга–Азов–Черное море–Дунай. Современная Волга и каскад водохранилищ обеспечивают прохождение судов «река–море» с осадкой до 3,5 м. Заполнение Чебоксарского водохранилища до отметки 71 м позволит увеличить осадку кораблей до 4,5 м. В то же время чисто сухопутная трасса предусматривает восстановление или создание нового железнодорожного и автомобильного сообщения Иран–Россия вдоль западного (через погранпереход Астара) и восточного (от Ералиево до Кызыл-Терек) побережий Каспийского моря.

Напомним, что еще в 70–80-х годах прошлого века Советский Союз за счет так называемого иранского транзита получал до 3 млрд. долл. дохода в год. Функционировали железнодорожный и автомобильный маршруты (железнодорожный переход Джульфа с пропускной способностью 3,5 млн. тонн и автомобильный переход Астара с пропускной способностью 0,7 млн. тонн ежегодно), паромное сообщение Астрахань–Энзели, а в 1975 году между Москвой и Тегераном было заключено соглашение об объединении железнодорожных магистралей советской Туркмении и Ирана с помощью ветки Серахс–Мешхед. Война Ирана и Ирака и образование новых границ в Закавказье привели к блокировке этих маршрутов.

Хотя решение о том, чтобы реанимировать практику прохождения грузов из стран Центральной и Южной Азии через российскую территорию и в обратном направлении было принято восемь лет назад, однако ход реализации проекта явно затянулся. Лишь начиная с лета прошлого года в данном вопросе стали намечаться определенные подвижки.

В июне прошлого года в Москве обсуждались проблемы, связанные с реализацией проекта. В обсуждении приняли участие представители железнодорожных управлений Азербайджана, России и Ирана. На встрече было принято решение активизировать процесс строительства. В частности, рассматривались вопросы строительства иранского сегмента маршрута Казвин–Решт–Астара (Иран) – граница с Азербайджаном протяженностью 350 км, а также строительства азербайджанского участка коридора Астара (Азербайджан) – граница с Ираном протяженностью 8,5 км.

Всего на реализацию проекта необходимо около 600 млн. долл., причем большая часть средств потребуется на осуществление работ в Иране. Азербайджанская часть проекта вместе с реконструкцией дороги оценивается более чем в 20 млн. долл. Кроме строительства железной дороги, связывающей два пограничных города, в рамках проекта на территории Азербайджана должны быть построены четыре станционных пути по 1050 м каждый, таможенный и визовый пункты на границе. Помимо этого, совместно с Ираном над рекой Астара будет сооружен мост в 100 м.

Заявление иранского посла о том, что Иран может взять на себя часть расходов по строительству участка трассы Астара–Астара, а также о том, что строительство иранского участка проекта Север–Юг завершится в середине 2009 – начале 2010 года, явно свидетельствует, что Тегеран всерьез заинтересован в скорейшей реализации проекта.

Между тем осуществление проекта сулит очевидные преимущества не только участвующим в нем странам, но и другим государствам. Так, по словам все того же иранского дипломата, если этот транспортный проект будет реализован, то сухопутный путь из Европы в Ирак сократится на 800 км, что позволит в течение года увеличить объемы грузоперевозок в этом направлении до 1 млн. 200 тыс. тонн, а в перспективе – до 2 млн. тонн.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
837
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
665
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
1595
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
280

Другие новости