0
2042
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.09.2008 00:00:00

Грузия ударила по своему транзитному потенциалу

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Притчин - независимый эксперт по СНГ.

Тэги: каспий, грузия, нефть


В начале сентября в Баку прошло 23-е заседание специальной рабочей группы по определению статуса Каспия. Переговоры каспийской «пятерки» по спорным вопросам Конвенции о правовом статусе моря проходили в непростых условиях. Череда событий, потрясших Кавказско-Каспийский регион в августе 2008 года, нанесла серьезный удар по маршрутам транспортировки каспийской нефти. В течение двух недель на мировые рынки практически не поступало сырье из бассейна Каспийского моря, шедшее ранее транзитом через Азербайджан, Грузию и Турцию. Полноценно работали только российско-азербайджанский нефтепровод Баку–Новороссийск, а также российско-казахстанские маршруты КТК и Атырау–Самара. И если остановка прокачки нефти через Турцию носила временный характер, то в случае с Грузией проблемы могут иметь долгосрочный характер из-за роста напряженности в республике и угрозы продолжения вооруженного конфликта.

6 августа в результате взрыва в турецкой провинции Эрзинджан временно остановился основной экспортный маршрут Баку–Тбилиси–Джейхан. Восстановительные работы заняли две недели, и уже к 21 августа началась прокачка нефти в тестовом режиме. Но события в Турции отошли на второй план и стали лишь фоном для вооруженного конфликта между Грузией и Россией, который вылился в открытое противостояние 8 августа. Острая фаза конфликта продолжалась всего пять дней, но за это время боевые действия сместились в центральные и прибрежные районы Грузии. В результате вооруженного столкновения под контролем российской усиленной миротворческой группировки оказался город Гори, через который проходят ключевые транспортные магистрали Грузии, а также порт Поти и нефтеналивной терминал Кулеви. В итоге был остановлен транзит казахстанской и азербайджанской нефти, ранее направлявшийся в черноморские порты Грузии. На середину августа было также запланировано возобновление после ремонта функционирования нефтепровода Баку–Суспа. С 7 по 11 августа полным ходом шло наполнение его сырьем. Но в связи с тем, что маршрут пролегал через зону боевых действий, руководство компании ВР из соображений безопасности остановило его работу.

В сложившейся ситуации Азербайджан принял решение увеличить прокачку нефти через нефтепровод Баку–Новороссийск. Как сообщил Ильхам Шабанов, директор Центра нефтяных исследований, «до конфликта через трубопровод транспортировалось 83 тысячи тонн нефти в месяц (20 тысяч баррелей в сутки), а с 6 августа «Транснефть» увеличила квоты для азербайджанской нефти в два раза – до 166 тысяч тонн в месяц». «Правда, запас мощности данного маршрута был использован не полностью, ведь нефтепровод рассчитан на транспортировку 100 тысяч баррелей в сутки, или 5 миллионов тонн нефти в год», – добавил эксперт.

Если исключить непосредственных участников событий в Южной Осетии, то больше всех пострадал Казахстан. Во-первых, из-за прекращения транзита через Грузию руководству республики пришлось переориентировать экспортные потоки нефти на внутреннее потребление (до конфликта через Грузию перевозилось около 1 млн. тонн нефти в год). Во-вторых, казахстанские государственные и частные компании, являясь одними из крупнейших иностранных инвесторов в Грузию, столкнулись с финансовыми проблемами. Так, только через государственный холдинг «Самрук» республика вложила в грузинскую экономику около 1 млрд. долл. Компания «Казмунайгаз» владеет предприятием «Тбилгаз» и нефтеналивным терминалом в порту в Батуми и планировала там построить НПЗ. В расчете на растущий экспорт зерна Казахстан планировал в 2008 году разместить в Поти или Батуми зерновой терминал и элеватор. Кроме того, частные казахстанские инвесторы присутствуют в банковской сфере, реализуют ряд проектов в строительной и туристической отраслях. Теперь большая часть казахстанских проектов в Грузии будет, вероятнее всего, заморожена.

Рост всевозможных угроз и рисков, связанных с конфликтом и вероятным продолжением вооруженного противостояния Грузии и России, сильно ударил по грузинской экономике. Судя по всему, стратеги в Тбилиси при подготовке военной операции не просчитали военные риски для своих транспортных коммуникаций. Иначе как можно было начинать военную операцию всего в нескольких десятках километров от железной дороги, по которой идет нефть на мировые рынки? И удар нанесен прежде всего по имиджу Грузии как надежного и стабильного транзитного звена для транспортировки каспийской нефти и газа.

Последние новости из Грузии и Черноморского бассейна свидетельствуют о том, что политическая напряженность в республике будет носить долгосрочный характер. Так, группировка флота НАТО у грузинского побережья достигла шести кораблей. Правда, американское военное командование пообещало вывести их из грузинской акватории. Представители властей США пока неофициально, но все же заявляют о намерении восстановить военный потенциал вооруженных сил республики. Российские военные отмечают серьезную активность грузинских военных на границе буферной зоны. Военные эксперты не исключают силового решения проблемы Абхазии и Южной Осетии.

Итоги вооруженного конфликта особенно тревожны для Брюсселя. Планы ЕС по диверсификации поставок углеводородов разваливаются из-за авантюрности и непредсказуемости Тбилиси. А ведь Грузия вместе с Азербайджаном образуют единственный мост, связывающий богатый энергоресурсами бассейн Каспийского моря с мировыми рынками в обход России и Ирана. До августа 2008 никто не ставил под сомнение надежность данного маршрута. Здесь уже работал на полную мощность главный экспортный нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, начались поставки газа в Турцию по трубопроводу Баку–Тбилиси–Эрзурум, широко освещалось начало создания железнодорожного коридора Баку–Тбилиси–Карс. В планах значилось строительство главного альтернативного России газопровода Nabucco и транскаспийского газопровода. Теперь все изменилось. И если работа существующих маршрутов постепенно восстанавливается, то строительство новых инвестиционных проектов до полного урегулирования конфликта, вероятнее всего, останется под вопросом.

Россия в условиях конфликта вела себя предельно корректно. Ею не предпринимались специальные меры по остановке транзита нефти через Грузию. И хотя официальный Тбилиси пытался обвинить Россию в подрыве нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, представители компании ВР сообщили, что атак со стороны российских военных не было. Близость позиций российских миротворцев к транспортным маршрутам не помешала возобновлению транспортировки нефти по железной дороге. Так, Центр нефтяных исследований сообщает, что Азербайджанская железная дорога возобновила транспортировку нефти и с 1 сентября ежедневно отправляет в Грузию до 500 вагонов с нефтью (в довоенное время отправлялось до 800 вагонов). Более того, Россия предоставила мощности для дополнительных объемов азербайджанской нефти, продемонстрировав таким образом готовность быть надежным транзитером для каспийской нефти в любой критической ситуации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
1071
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
886
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
1462
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
455