0
38957
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.04.2017 00:01:00

Нестабильная внешняя политика ФРГ во времена нестабильности

Тэги: германия, меркель, визит, путин, ес, антироссийские санкции


германия, меркель, визит, путин, ес, антироссийские санкции Визит Ангелы Меркель в Москву пройдет на фоне обострения отношений России с Западом. Фото Reuters

По приглашению президента Владимира Путина 2 мая в Россию прибывает канцлер Германии Ангела Меркель. Ее визит пройдет на фоне нового обострения отношений Москвы с Западом после атаки американскими «Томагавками» сирийской военно-воздушной базы.

В последний раз Меркель встречалась с Путиным тет-а-тет в Москве 10 мая 2015 года. Тогда она отказалась от присутствия на параде в честь 70-летия окончания Второй мировой войны в знак протеста против присоединения к России Крыма. Чего можно ждать сегодня от визита Меркель? Ведь позиция канцлера в ключевых вопросах мировой политики хорошо известна: ее восхищение США, приверженность НАТО, ЕС и западным ценностям.

Прежде всего Германия является активным участником Минского процесса, от которого во многом зависит стабильность на европейском континенте, и несомненно, что эта тема будет одной из ведущих на предстоящих переговорах. Другой темой может стать проблема санкций. И было бы упрощением не видеть, что Германия пытается выработать новый подход к России. В пользу такого предположения говорит недавнее исследование влиятельного берлинского фонда «Наука и политика», который является неофициальным консультантом федерального правительства.

Эта работа вышла под названием «Санкции в качестве длительной позиции?» с подзаголовком «Предложения по проведению более гибкой санкционной политики ЕС в отношении России». В констатирующей части Сабина Фишер, специалист по проблемам Восточной Европы, пишет, что санкции стали постоянным компонентом в отношениях между Россией и Западом. Они снизили уровень противостояния в Донбассе, но не смогли вернуть Крым Украине и способствовать полному претворению в жизнь Минских соглашений. Однако подход государств – членов ЕС в 2017 году, считает исследователь, оказался не таким стабильным, как ранее, и это побуждает своевременно и в стратегическом плане подумать о дальнейших шагах.

Суть санкций в немецком понимании

Прежде всего, судя по статье, Фишер беспокоит координация санкционной политики в отношении России с курсом новой администрации США. Если Вашингтон откажется от санкций (а они в отличие от санкций ЕС носят экстерриториальный характер), то санкционный механизм перестанет функционировать, пишет автор.

Как известно, санкционный механизм ЕС, примененный в отношении России, носит трехступенчатый характер. Первая ступень – это дипломатические санкции, далее санкции против отдельных физических и юридических лиц. И, наконец, секторальные экономические санкции. После гибели малайзийского лайнера и появления российских военных в Восточной Украине в августе 2014 года (что Москвой оспаривается) Евросоюз активизировал третью ступень. Ее результатом стали ограничения поставок товаров двойного назначения и оборудования, а также доступ ряда российских банков и компаний на европейский рынок капитала. В июле 2017 года ЕС придется принимать очередное решение о продлении санкций. Насколько они эффективны для решения тех задач, которые страны ЕС ставили перед собой в отношении России?

По мнению автора, антироссийские санкции привели к финансовым потерям братьев Роттенберг и олигарха Тимченко из непосредственного окружения президента. Но, признает автор, они не привели (как надеялись на Западе) к росту сопротивления российской элиты курсу Путина. Более того, они способствовали консолидации российского общества вокруг Кремля.

Большинство экономических секторальных ограничений имеют средне- и долгосрочное действие. Запрет на поставки товаров двойного назначения отрезает российскую военную промышленность от высоких технологий Запада и препятствует амбициозным планам модернизации вооруженных сил. Запрет на экспорт технологии в сфере добычи нефти мешает России осваивать новые месторождения углеводородов и поддерживать стабильную добычу. А это влияет на наполнение госбюджета, по-прежнему зависящего от экспорта прежде всего нефти. Санкции осложняют для России кооперацию с западными компаниями. Правда, они не касаются уже заключенных ранее (до их введения) договоров, например, по проекту «Северный поток – 2». Поэтому некоторые эксперты задаются вообще вопросом об их целесообразности.

Наибольший прямой эффект принесли финансовые санкции, которые ограничили доступ российских компаний к рынкам капитала, что вынудило российское государство оказывать им финансовую поддержку. Российская экономика в 2014–2015 годах оказалась в рецессии. Правда, и российские, и западные эксперты считают, что санкции явились только одной из многих причин падения экономического роста в эти годы. Да и последствия запрета на импорт продовольствия негативно отразились на жизни российских граждан и привели по некоторым группам товаров к росту цен до 50%. А это способствовало раскручиванию спирали инфляции.

Введение санкций оказало влияние и на экономику западных стран. Во-первых, они мешали взаимодействию западных фирм с российскими партнерами в таких отраслях, как военная и нефтегазовая. Во-вторых, пострадал сельскохозяйственный экспорт ряда западных стран в Россию. И, наконец, в-третьих, рецессия и снижение покупательной способности рубля негативно повлияли на иностранные фирмы на территории России и экспортирующие в Россию, поскольку «русские стали просто меньше закупать на Западе». Делая вывод о «незначительности» последствий антироссийских санкций для экономики Запада, автор тем не менее считает, что их последствия нельзя игнорировать ввиду напряженной экономической ситуации в странах ЕС.

Что делать дальше с Россией?

Главный вопрос, каким задается автор, сводится к дальнейшим шагам Запада в отношении санкций. Прежде всего рекомендуется оставить неизменными санкции, касающиеся Крыма. Объясняется это тем, что какого-либо изменения крымской политики нынешним руководством РФ ожидать не приходится.

По Донбассу предлагается более гибкая политика, связанная с реализацией Минских договоренностей, особенно в части достижения перемирия, отвода тяжелых вооружений, гуманитарной помощи, вывода «чужих» вооруженных групп, эффективного мониторинга ситуации сотрудниками ОБСЕ. 

Рекомендуется в случае выполнения этих пунктов не только частичное снятие санкций, но и такой дополнительный стимул, как возобновление деятельности Европейского банка реконструкции и развития в России.

Реалистически оценивая тот факт, что без соответствующих действий украинского правительства предлагаемые меры вряд ли реализуемы, автор предлагает оказать на него давление со стороны ЕС. Но поскольку у Запада нет механизма воздействия на Киев, эти предложения скорее всего останутся добрыми пожеланиями. Примеры Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии и Нагорного Карабаха показывают, что в противном случае, даже при условии перемирия, отсутствие продвижения в реализации Минских соглашений приведет к созданию квазигосударств в Восточной Украине. Однако вывод об эффективности (пусть и ограниченной) санкций и предложение об их сохранении при условии отсутствия возможностей (и скорее всего желания) воздействия на Киев скорее всего приведут к замораживанию конфликта и связанных с его разрешением западных санкций со всеми предсказанными автором последствиями. Другими словами, превращением Донецка и Луганска в своего рода непризнанные государства.

Конечно, призывы к сохранению диалога важны, что, по мысли Гвендолин Зассе, профессора и директора недавно созданного в Берлине по инициативе МИД Германии Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS), и должен продемонстрировать предстоящий визит в Россию Меркель. Но кроме благих пожеланий ведь необходимы и конкретные шаги, а их в общем и целом пока, видимо, не предусматривает проводимый Берлином курс в отношении Москвы. Неготовность Берлина идти на ревизию санкционного режима существенно снижает возможный эффект от предстоящего визита федерального канцлера.



статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Институт отвода судей попал под уголовное преследование

Институт отвода судей попал под уголовное преследование

Екатерина Трифонова

Адвокатура сопротивляется опасному прецеденту от краснодарской Фемиды

0
575
ЛДПР придется обновляться под выборы Госдумы-2026

ЛДПР придется обновляться под выборы Госдумы-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Депутаты из "старой гвардии" законодательно подчеркивают свою самостоятельность

0
539
По итогам девяти месяцев 2024 года экспорт электроэнергии из РФ превысил 5,5 млрд кВт-ч

По итогам девяти месяцев 2024 года экспорт электроэнергии из РФ превысил 5,5 млрд кВт-ч

0
417
Талибы запретили показывать в СМИ людей и животных в ряде провинций Афганистана

Талибы запретили показывать в СМИ людей и животных в ряде провинций Афганистана

0
342

Другие новости