0
8352
Газета Дипкурьер Печатная версия

18.05.2025 18:59:00

Россия и Украина говорят напрямую, но при посредниках

Стамбульские переговоры помогли лучше понять, чего хочет каждая из сторон

Тэги: рф, украина, переговорный процесс, стамбул, позиции сторон, легитимность зеленского, трамп, ес

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

рф, украина, переговорный процесс, стамбул, позиции сторон, легитимность зеленского, трамп, ес Впервые за три года представители России и Украины встретились за переговорным столом. Фото Reuters

Переговорный процесс между Россией и Украиной, казалось, прочно забуксовавший в 2022 году, возобновился. Не оправдались ни завышенные ожидания, ни опасения, связанные со встречей в Стамбуле. Она не привела к каким-либо немедленным результатам, если не считать договоренности о масштабном обмене пленными – тысяча на тысячу. Скорее переговоры яснее обозначили позиции всех в той или иной мере вовлеченных в них сторон относительно самой перспективы окончания российско-украинского конфликта путем взаимоприемлемого соглашения.

Уже к вечеру среды, когда появился список российской делегации, стало понятно, что максималистский подход к переговорам, отстаиваемый Владимиром Зеленским и поддержанный европейскими союзниками Киева, не будет принят Кремлем. В Стамбуле не было ни личной встречи президентов РФ и Украины, ни немедленной договоренности о перемирии. На скорое 30-дневное прекращение огня, с его последующим продлением до бессрочного, рассчитывали и в Белом доме. Расчет не оправдался, по крайней мере пока. Вместо этого в Стамбуле, как и говорил Владимир Путин, состоялось продолжение переговоров 2022 года. Итог двухчасовой беседы в изложении и главы российской делегации помощника президента РФ Владимира Мединского, и его украинского визави, министра обороны Рустема Умерова выглядел практически одинаково: согласие сторон обсуждать прекращение боевых действий и предполагаемую встречу двух президентов и практический результат в виде обмена пленными. Разница, и очень существенная, была в нюансах.

Мединский заявил, что «украинская сторона запросила прямые переговоры между руководителями государств, мы приняли этот запрос к сведению». В этих словах нет обещаний, что встреча обязательно состоится. Запрос принят к сведению – и только. Умеров же счел нужным заявить, что «потенциально мы готовим встречу между лидерами двух стран». Чуть больше оптимизма, который, судя по заявлениям с российской стороны, едва ли на сто процентов оправдан. В этой связи многозначительно выглядят слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, сказанные им после встречи в Стамбуле: для РФ «главным и принципиальным остается, кто именно будет с украинской стороны подписывать» российско-украинские договоренности. Это очень похоже на напоминание, что в РФ все так же сомневаются в легитимности Зеленского. Значит, и подходящим партнером по переговорам он с точки зрения Кремля не выглядит.

Согласно Мединскому, стороны также условились, что каждая из них представит «свое видение возможного будущего прекращения огня, пропишет это в деталях». После этого переговоры продолжатся. А Умеров сказал только, что «целью наших переговоров было обсуждение прекращения огня». Получилась отсылка к заявлениям, которые делались в Киеве и Брюсселе до стамбульской встречи – о том, что обсуждаться должно только перемирие. Оно объявлялось даже предварительным условием переговоров, несмотря на то что Путин в своем обращении говорил о намерении проводить переговоры с Украиной без предварительных условий. За отказ соглашаться на прекращение огня России грозили карами. Путин, таким образом, еще раз напомнил, что разговор под давлением не любит.

Между тем как-нибудь надавить на РФ всю неделю перед переговорами призывали в Европе. Параллельно с подготовкой встречи в Стамбуле шла подготовка 17-го пакета санкций ЕС. Он будет окончательно одобрен на уровне глав МИД уже 20 мая, причем в нем появятся новые пункты. В Еврокомиссии заявляли, что намереваются ввести санкции против консорциума Nord Stream – то есть запретить восстановление подачи российского газа в Германию через трубопроводы «Северный поток». На этом фоне не приходится удивляться, что как-то сошла на нет тема с возможным визитом в РФ спецпредставителя президента США Стива Уиткоффа. В СМИ сообщалось, что он собирался представить 22 предложения по урегулированию российско-украинского конфликта, согласованные в том числе с Европой.

Перейти к мерам давления на РФ побуждали и Дональда Трампа, причем не только в Европе, но и в США. Там даже в его Республиканской партии теперь слышны голоса противников того, что он называл сделкой с Кремлем. Но американский президент, грозно предупредив, что готов в случае чего ввести против России новые санкции, вместе с тем заговорил о возможности прямой встречи с Путиным. Тем самым отчетливо дано понять, что Белый дом не считает дипломатические способы достижения мира исчерпанными. Заодно президент США продемонстрировал: ему ясно, что для Кремля главным со стороны Запада в переговорах о судьбе Украины является он, Трамп, а не кто-либо другой. Значит, с ним, а не с посланцами Киева и Брюсселя, будет вестись главный диалог.

Подход к разрешению российско-украинского конфликта, что уже который месяц отстаивает Трамп, критиковали многие. Президента США упрекали и в идеализме, и в стремлении использовать в политике неприменимую для нее логику бизнеса, и в непонимании самой природы российско-украинского конфликта. Судя по тому, что говорил Уиткофф, в Белом доме собирались завершить боевые действия примерно так же, как в свое время в Боснии. Все соглашаются на компромиссы, одной стороне отходит одна территория, другой – другая, и ситуация в той или иной форме замораживается до лучших времен. Но возможных способов воздействия на РФ и Украину у США сейчас куда меньше, чем на боснийских мусульман, сербов и хорватов, да и причина нынешнего конфликта принципиально другая. Тем не менее Трамп не унывает. Что им движет? Уверенность, что он все же войдет в историю великим миротворцем, утерев нос Джозефу Байдену и Бараку Обаме? Нежелание вопреки своим предвыборным заявлениям продолжать трату денег американских налогоплательщиков на помощь Украине? А может, Трампу, как он говорил, искренне жаль жизни тысяч русских и украинцев и он хочет во что бы то ни стало остановить кровопролитие (политики ведь тоже люди, и иногда они значительно лучше, чем кажутся)? Это неизвестно и, может быть, никогда не станет известно. Пока остается констатировать только одно: стамбульская встреча не побудила Трампа прекратить свои усилия по примирению РФ и Украины, он все так же готов им заниматься. Поэтому США будут пытаться сблизить позиции сторон. Насколько преуспеют – покажет ближайшее время. 


статьи по теме


Читайте также


Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1482
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1155
Вместо США помочь Украине вооружениями готово НАТО

Вместо США помочь Украине вооружениями готово НАТО

Владимир Мухин

0
1858
Фридриху Мерцу не хватает денег на поддержку населения и бизнеса

Фридриху Мерцу не хватает денег на поддержку населения и бизнеса

Олег Никифоров

Правящая в ФРГ черно-красная коалиция пошла по пути своих предшественников

0
1546

Другие новости