Генсек Антониу Гутерриш объяснил необходимость реформирования ООН «геополитическими сдвигами и значительным сокращением объемов финансирования». Фото Reuters
Современные международные отношения переживают фундаментальные потрясения. С одной стороны, приход к власти в США президента Дональда Трампа грозит всем международным структурам, созданным сразу же после окончания Второй мировой войны, полной заморозкой финансирования. С другой – сами эти организации теряют не только престиж своим бессилием при решении важнейших проблем и вызовов, но и реальную возможность хотя бы чем-то доказать необходимость собственного существования.
Не способствуют поддержанию престижа деятельности международных организаций и прямо противоположные позиции, занимаемые целым рядом стран – членов ООН и США. Россия, Индия, Китай и ряд других влиятельных государств считают, что ООН – это единственная остающаяся в мире площадка, признанная большинством стран на нашей планете.
Новая администрация Белого дома между тем уверена совершенно в ином. По мнению самого Трампа, ооновские структуры – «бездельники» и «нахлебники», да еще живущие за счет американских налогоплательщиков.
Недавно Бюджетное управление Белого дома – главный финансовый регулирующий механизм по контролю за расходованием государственных средств в США – предложило президенту страны и Конгрессу прекратить финансирование миротворческих операций ООН, объясняя это необходимостью сокращения внешних расходов из бюджета страны и бессмысленностью и неэффективностью потраченных уже сотен миллионов долларов американских налогоплательщиков.
Подобная угроза весьма серьезная как для наполнения бюджета самой ООН, так и для средств, выделяемым для финансирования миротворческих операций, которые оплачиваются мировым сообществом отдельно. Так вот именно США дают 22% всего ооновского бюджета – а это 3,7 млрд долл. – и 27% – сумму в 5,6 млрд долл., расходуемых на проведение миротворческих операций по всему миру.
Такое решение, если оно будет одобрено президентом США (а что будет, сомнений при той позиции, которую занимает по ООН Трамп, нет никаких), вступит в действие с нового финансового года, который в Америке начинается 1 октября. Суть антимеждународного финансового плана Трампа (а в него входит и денежная блокада ООН) такова: ровно на треть до наступления этой даты сократить расходы на содержание Госдепартамента и всей внешней помощи из американского бюджета.
По мнению президента США, его страна незаслуженно не имеет того влияния и главенства в этих структурах при принятии решений, как она на то изначально рассчитывает. А поскольку чисто дипломатическими усилиями подобный вопрос явно не решить (что показали голосования представителя США по целому ряду вопросов теперь уже в одной «упряжке» с Россией, КНДР, Ираном и Китаем, а вовсе не, как было раньше, с единым Западом), то надо заставить ООН либо полностью измениться, либо в том виде, как сейчас она существует, ей придется исчезнуть. А добиться этой цели решено исключительно финансовыми методами.
Напомним, что на данный момент в мире продолжают функционировать девять миротворческих миссий.
Все они финансируются из бюджета ООН, что без американских взносов приведет к полной остановке всей миротворческой международной деятельности. Ооновские миссии сегодня по-прежнему в той или иной форме действуют в Мали, Ливане, Демократической Республике Конго (ДРК), Косово, Южном Судане, Западной Сахаре, на Кипре, в районе Голанских высот на границе между Израилем и Сирией (там сейчас израильские войска, воспользовавшиеся хаосом власти в Сирии после свержения Башара Асада, взяли под свой контроль спорные территории).
Помимо этого миротворцы ООН размещены в Абее (это район, совместно управляемый Южным Суданом и Суданом) плюс в районе штата Джамму и Кашмир на границе Индии и Пакистана – это, кстати, самая старая миротворческая миссия в мире (она существует с 1949 года и сейчас переименована в наблюдательскую). Каждый день содержание этих миссий с тысячами военнослужащих и гражданского персонала – как международного, так и местного – обходится мировому сообществу в десятки миллионов долларов. А президент США считает подобные траты из бюджета просто бессмысленным разбазариванием огромных средств.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш на днях призвал подведомственные ему структуры готовиться на будущий год к существенным сокращениям бюджета и невозобновлениям контрактов сотрудникам. Он выступил за широкомасштабную «болезненную» реструктуризацию в работе организации. Она включает в себя объединение департаментов, сокращение персонала, возможность переноса ряда должностей из Нью-Йорка и Женевы в менее дорогостоящие города. Гутерриш также предупредил организацию о том, что ей придется привыкать к стабильному недофинансированию – по крайней мере пока в Вашингтоне у власти будет находиться администрация Трампа.
Здесь стоит выделить несколько основных моментов, которые каждый по отдельности и определяют вероятность как полного прекращения выделения Белым домом финансирования деятельности ООН, так и получения за подобные выделенные миллионы долларов гораздо большего влияния на мировую политику, чем это у Америки получается на нынешнем этапе. Не случайно, что американский президент рассматривает также и крайне радикальное решение – выход США из ООН. Но удерживает его от этого шага пока тот факт, что это процесс не быстрый и требующий создания чего-то альтернативного и эффективного, прежде чем прекращать в этой организации американское присутствие.
Именно поэтому решено начать с урезания финансирования ооновских структур, а по возможности не только сэкономив на миротворческих операциях, но и не выплачивая уже накопившиеся у США долги перед организацией. Так, текущий долг США перед бюджетом ООН составляет 1,5 млрд долл. Плюс к ним 1,2 млрд составляют американские долги в бюджет миротворческих операций. Если США не заплатят долги до конца нынешнего года, они потеряют право голоса при участии в деятельности этой крупнейшей международной организации, членами которой являются 193 государства.
Но такая перспектива, судя по всему, не особо волнует нынешнюю администрацию Белого дома. Пока она стремится внести максимальное смятение в практическую деятельность в рамках ООН как на финансовом, так и на политическом игровом поле. То, что американцы теперь голосуют вместе с Россией, Белоруссией, Северной Кореей и Мали за резолюции, в которых та же Европа поддерживает Украину, а США выступают против этого, вызывает явное смятение прежде всего в рядах давних союзников и сторонников Вашингтона.
И здесь стоило бы отметить само значение (или для данной американской администрации – его первостепенного отношения) как самой ООН, так и других международных организаций. В октябре этого года ей исполнится 80 лет. А будущее ООН в том виде, как она создавалась после окончания Второй мировой войны, подвергается все более жесткой критике. В свою очередь, организация ежегодно жалуется на нехватку средств на свое содержание. А те же США при Трампе все чаще задаются конкретным вопросом: зачем нужна ООН, если она не может решить ни одной международной проблемы, а все страны идут за посредничеством в таких случаях к США (те же кризисы вокруг Украины, Ирана, КНДР, Ближнего Востока)? Да еще ООН требует каждый месяц все больше и больше денег на свое содержание из американского бюджета?
Также крайне недоволен Трамп и тем фактом, что вместо повышения эффективности работы этой организации (он неоднократно заявлял, что у ООН нет никаких идей собственного реформирования) ее руководящие органы (а это в любом случае желание правительств большей части входящих в ООН государств) заняты нынче не обдумыванием реформ, а… потенциальными поисками нового генерального секретаря. Причем это должен быть представитель Латинской Америки и Карибов и непременно (или по возможности) женщина. То есть генсек ООН будет выбираться по тем критериям, против которых в работе своей собственной администрации Трамп выступает с первого дня президентского срока.
При таком отношении американского руководства к ООН, ее как дальнейшему существованию, так и нынешнему финансированию появляются шансы занять освобождающуюся нишу у тех стран, которые важность этой международной организации считают приоритетной и определяющей в многополярном мире.
Вопрос только в том, сможет ли кто-то как по деньгам, так и по глобальному влиянию заменить Америку? Даже если подобный курс на резкое снижение роли ООН в международных делах – инициатива исключительно администрации Белого дома при ее нынешнем обитателе. А при его смене, вполне вероятно, Вашингтон может проводить в дальнейшем и совершенно иную политику.