0
377
Газета Дипкурьер Печатная версия

31.08.2025 17:52:00

Южнокавказский эксперимент Грузии и Армении

Постсоветские страны идут в Европу разными путями

Арчил Сихарулидзе
Аспирант Классической Филологии СПбГУ и Основатель SIKHA foundation

Об авторе: Арчил Сихарулидзе – основатель научно-исследовательского института SIKHA Foundation (Тбилиси, Грузия).

Тэги: распад ссср, южный кавказ, социальная трансформация, модернизация, армения, грузия, стратегии, нормативные установки, евроинтеграция


распад ссср, южный кавказ, социальная трансформация, модернизация, армения, грузия, стратегии, нормативные установки, евроинтеграция Политика Никола Пашиняна носит прагматический характер. Фото Reuters

После распада Советского Союза Южный Кавказ превратился в активную лабораторию политических и социальных трансформаций. Среди стран региона Грузия и Армения демонстрируют два наиболее ярких и концептуально различных подхода к модернизации и построению национальной государственности. Если вектор Тбилиси можно охарактеризовать как курс на «радикальную евроинтеграцию», то Ереван под руководством Никола Пашиняна развивает более интровертную, выверенную и прагматичную модель, воплощенную в концепции «Реальная Армения». Несмотря на общность целей – преодоление советского наследия, борьбу с коррупцией и построение эффективного государства, – их стратегии коренным образом расходятся в нормативных установках, источниках легитимности и геополитическом позиционировании.

Классическая теория модернизации, возникшая в середине XX века, долгое время служила доминирующей парадигмой, объясняющей путь развития для постколониальных и индустриализирующихся обществ. Она утверждала универсальный, линейный характер прогресса, кульминацией которого должно было стать сближение с политико-экономической моделью Запада. Однако главной проблемой этой теории стало неизбежное смешение модернизации с вестернизацией – процессом прямого заимствования и внедрения западных институтов, ценностей и норм. Это часто приводит к тому, что модернизация воспринимается как насильственное имитирование, игнорирующее местные особенности. В результате реформы наталкиваются на сопротивление, а сам процесс начинает ассоциироваться с неоколониализмом, подрывая внутреннюю легитимность преобразований.

Именно в логике классической модернизации, несмотря на ее риски, уверенно действует Грузия. Ее стратегия тесно связана с устремлением к евро-атлантической интеграции, которое было идеологически оформлено еще в 1999 году политиком Зурабом Жванией, заявившим, что «быть грузином – значит быть европейцем». После революции роз 2003 года этот курс стал центральным элементом государственной политики. Однако он эволюционировал в феномен «радикальной европейскости». Это не просто внешнеполитическая цель, а целостная дискурсивная рамка, в которой Европа романтизируется и воспринимается как цивилизационный спаситель, а грузинская национальная идентичность отождествляется с древней европейской принадлежностью. В этой конструкции Европа является одновременно и целью, и средством, а любое отклонение от курса трактуется как измена национальным интересам.

Такой подход обеспечивает стратегическую определенность и служит мощным источником легитимности для внутренних реформ в сфере демократии, прав человека, судебной системы и экономики. Запад выступает как образец и главный оценщик успехов. Однако уязвимость этой модели в ее тотальности и внешней зависимости. Ориентация на Брюссель и Вашингтон как на главные источники легитимности ослабляет внутреннюю политическую субъектность и ведет к отчуждению тех слоев общества, особенно в консервативных и сельских регионах, которые не видят себя в этом романтизированном европейском проекте. Устойчивость грузинской модернизации оказывается в прямой зависимости от внешнего символического капитала.

В отличие от Грузии армянская модель модернизации при Николе Пашиняне, пришедшем к власти в результате бархатной революции 2018 года, носит интроспективный и прагматичный характер. Концепт «Реальной Армении» – это попытка отстраниться как от советского прошлого, так и от часто идеализированного образа исторической родины, поддерживаемого диаспорой. Цель – построение государства, основанного на реальных возможностях и потребностях современной армянской нации, а не на исторических травмах или стремлении соответствовать внешним ожиданиям. Этот проект акцентирует внимание на внутренних проблемах: борьбе с коррупцией и олигархией через меритократию, верховенство права, прозрачность и гражданскую вовлеченность. Он позиционируется как демократическое движение снизу, а не элитарный проект.

Ключевое отличие – геополитический прагматизм. «Реальная Армения» не привязана жестко к одному цивилизационному полюсу. Несмотря на активное развитие отношений с ЕС и даже законодательное инициирование процесса вступления в Евросоюз в марте 2025 года, Армения сохраняет членство в пророссийских структурах – ОДКБ и Евразийском экономическом союзе. В армянском дискурсе Европа не цель, а возможное средство для усиления национального суверенитета. Модернизация здесь сознательно отделяется от цивилизационного самоопределения; приоритет отдается функциональности и эффективности институтов, а не соответствию внешнему идеалу.

Эта гибкость является как силой, позволяя адаптироваться к сложным региональным реалиям, так и слабостью. После Второй карабахской войны 2020 года стратегия балансирования оказалась под ударом, обнажив риски концептуальной неясности и уязвимость от внешней конъюнктуры.

Обе модели, несмотря на различия, сталкиваются с общими вызовами. Во-первых, это элитарный характер преобразований, который затрудняет формирование широкой общественной поддержки. В Грузии идея «радикальной европейскости» может восприниматься как оторванная от повседневных нужд, в Армении проект «Реальная Армения» страдает от дефицита конкретных механизмов реализации. Во-вторых, слабость институциональной инфраструктуры и разрыв между высокими ожиданиями и реальной эффективностью реформ ведут к росту разочарования. В-третьих, модернизация неразрывно связана с геополитической турбулентностью, будь то реакция России на действия Грузии или последствия карабахского конфликта для Армении.

Грузия и Армения предлагают два фундаментально разных ответа на вызовы постсоветской модернизации. Грузинский путь – это движение к внешнему идеалу, предлагающее ясность цели и мощный объединяющий нарратив, но сопряженное с рисками социальной поляризации и внешней зависимости. Армянский путь – это поиск внутренне мотивированной трансформации, основанной на национальном агентстве, прагматизме и гибкости, но чреватый геополитической неопределенностью и необходимостью постоянного маневрирования. Сравнительный анализ этих траекторий позволяет глубже понять фундаментальные вопросы идентичности, легитимности и суверенитета, стоящие перед всем постсоветским пространством, разрывающимся между глобальными амбициями и суровыми локальными реалиями. n

 


Читайте также


В Киргизии опять начали добывать золото на Кумторе...

В Киргизии опять начали добывать золото на Кумторе...

Светлана Гамова

В ЕС заявили, что Молдавия и Украина начнут интеграционные переговоры вместе

0
510
Президент приветствует и цифровизацию, и стахановское движение...

Президент приветствует и цифровизацию, и стахановское движение...

Иван Родин

Генпрокурор переходит в Верховный суд

0
467
До конца года "Грузинская мечта" может окончательно подавить оппозицию

До конца года "Грузинская мечта" может окончательно подавить оппозицию

Игорь Селезнёв

Тбилисский суд принял решение по НПО, участвовавших в протестах

0
2126
"Грузинская мечта" уже "победила" на октябрьских выборах

"Грузинская мечта" уже "победила" на октябрьских выборах

Игорь Селезнёв

Оппозиция республики готовится к революции

0
1596

Другие новости