0
1304
Газета Культура Интернет-версия

02.11.1999 00:00:00

Роман не про это

Тэги: малецкий, роман, литература


ЗРИТЕЛИ, как известно, любят детективы потому, что приятно чувствовать себя умнее автора и героев. И читатели тоже любят детективы - со стрельбой, "мужчинскими" героями, которые сперва действуют, а потом чуть-чуть думают, чемоданами денег и простыми страстями. Читатель любит, чтобы все было понятно.

А писатели любят читателей и поэтому тоже неравнодушны к детективам. Правда, вечно норовят на детективный костяк (это чтобы, значит, читатель не заскучал) навесить умного чего-нибудь. Вот Достоевский, например, Федор Михайлович, - что ни роман, то пара трупов. Когда в финале, а когда и ближе к началу.

Юрий Малецкий предлагает читателю труп прямо с порога. Как если бы "Преступление и наказание" начиналось с "Вы и убили-с, Родион Романович". К герою, густо помеченному автобиографическими обстоятельствами (тоже писатель, тоже эмигрант "экономической волны", тоже в Германию, тоже еврей) является некто Мухтар и - с места в карьер: "Скажите, а что вы почувствовали, когда узнали, что ваши люди убили Акопа?"

Таковой приемчик шоковой терапии понуждает героя лихорадочно отступать в свое прошлое, рывками и перебежками вводя в повествование события то недавнего прошлого (эмиграция, первые впечатления от Германии), то прошлого давно прошедшего (отчаяние скудных перестроечных лет, попытки давать деньги в рост чулочному предпринимателю - он-то и есть Акоп; полное и бесследное оных денег исчезновение). Но зловещий Мухтар, бывший профессиональный психолог и, видать, сторонник психодрамы, требует гораздо более подробной проработки этого травматического прошлого: герой должен вернуться в Москву и сам разыскать убийц своего неисправного должника Акопа Джагубяна. Средства убеждения применяются совершенно классические: кнут ("тогда я буду решать, что с вами делать"), пряник ("дам денег на ресторанчик") и основной арсенал Бендера - "заграница нам поможет" и "я дам вам парабеллум".

Но не бойся (или - не надейся), добрый читатель, - стрельбы, "разборок по понятиям" и прочих понтов корявых не будет. Забегая в самый конец, скажу сразу, что в следующий раз Мухтар появится в книге уже неживой (понятное дело, разборки; трупом больше - трупом меньше) и ни к чему такому героя понуждать не будет.

Потому что роман - про другое.

И стремительное развитие действия первой части сменяется неподвижностью второй, в которой ничего так и не произойдет. Герой будет сидеть в баре мюнхенского аэропорта и надираться со случайно встреченным компатриотом, ныне - американским славистом. А славист будет рассказывать три истории про предательство и по профессорской профессиональной привычке преподавать его (предательства) теорию. Вместо американского "романа на бегу" читатель погружается в шахрезадистое сплетение, где каждая история вытягивает следующую, а та - другую, словно связанные платки из кулака иллюзиониста. И эта убаюкивающая трясина заставляет героя, словно в сон, проваливаться в свое прошлое, урывками и проблесками вводя в повествование события то недавнего прошлого (бессмыслица переезда в чужую страну, нежелание жить на местный лад), то прошлого давно прошедшего (попытки выбить из Акопа деньги, знакомство со специалистами этого рода занятий - двумя Владиками, бесполезное содержание ими должника в пыточном подвале, роковое "У него и правда нету денег").

Но не надейся (или не бойся), милый читатель, - публичного покаяния и целования мюнхенской земли посреди аэропорта не будет. Посудачат и разойдутся.

Потому что роман не про это.

Собственно, автору от своего героя ничего особенного не надо. Как это ни странно, в романе, органично примыкающем к традиции русской психологической литературы, героя не будут выворачивать наизнанку, выжимать и вывешивать на просушку. Для того и речь вся целиком передана ему, чтобы случайно не вмешаться, не обогнать логику развития характера.

Автор не нависает в небе с седой бородой, а помещается - невидимый - сзади, за плечами героя, лежащего на ковровой фрейдовской кушетке и бесконечно выговаривающего свои конфликты вплоть до момента продуктивного кризиса, когда и самому герою все становится ясно и бездна своего человеческого падения открывается ему самому. Не автор сует его носом в бездну, словно нагадившего котенка, а сам герой снимает с себя ложь за ложью, чтобы пробиться к своей подлинности. В этом смысле "Проза поэта" восходит не столько к "Преступлению и наказанию" (поминаемому в самом романе), а к повести "Кроткая" из "Дневника писателя", которая вся есть монолог мужа у гроба выкинувшейся в окно жены.

Однако где герою вольготно, там читателю несколько жмет. Одно читательское неудобство такого рода повествования состоит в том, что все развивается на пространстве одного и того же неизменного языка. Герою бесконечно являются языковые двойники: "Я понял, что по душу мою откуда ни возьмись грядет еще один, непрошено говорящий со мною моими словами, только этот уже - совсем-совсем неотличимо от меня. Господи ты Боже мой, с чего вдруг послал ты в два последних дня такой урожай ягод одного со мною поля - после двух лет интеллектуального затворничества?" И Мухтар, и профессор предательства, и оба Владики - неразличимы, словно кружащиеся листья в ноябре.

Другое сводится к школьному вопросу "Ну, и чем кончилось?". Русский читатель-классик с брезгливостью относится к хеппи-эндам, но совсем без какого-нибудь "энда" обходиться еще не привык. А с этим сложно. Никакого финала у "Прозы поэта" нет и быть не может. Вся структура романа направлена на то, чтобы создать бесконечное количество напряжений, шахматных боев, вынуждающих героя на последний шаг признания самого себя - неприкаянного, грешного, отягченного всем, что только может туманить духовный взор, и все же - удостоенного жизни и не оставленного горней любви. Но охватить само это движение возможно только сторонним взглядом. А завершить роман словами: "Я раскаялся и просветился истинным светом" - невозможно. Это ведь выйдет, как в телевизионном ролике против СПИДа: "Потом я умер. Очень жаль".

А роман - не про это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
910
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1110
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
537
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
371

Другие новости