0
1757
Газета Культура Интернет-версия

29.12.1999 00:00:00

Триумф "Галины Вишневской"

Тэги: Вишневская, хор, театр


Галина Вишневская.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

НАКАНУНЕ католического Рождества в Рим, захваченный вихрем грандиозных юбилейных торжеств, прибыли 63 юных артиста из школьного музыкального театра, который носит звонкое имя "Галина Вишневская". Эти девочки и мальчики, впервые выехавшие за границу, буквально потрясли искушенную римскую публику. Те счастливчики, которым удалось побывать на их выступлениях в детской клинике "Бамбин Джезу" или резиденции российского посольства, зачастую не могли себе даже представить, что эти ребята постигали тайны вокального и инструментального мастерства не в консерватории или каком-то специальном музыкальном лицее, а в обыкновенной общеобразовательной школе # 1841. Впрочем, назвать эту школу обыкновенной не придет в голову никому, кто хоть раз слышал ее питомцев. То, что за минувшие годы сделали в ее стенах директор Елена Трацевская и ее единомышленники, с полным правом можно назвать чудом.

Пятнадцать лет назад в маленькой студии в местном Дворце пионеров Трацевская задумала создать детский музыкальный театр. Начав заниматься с ребятами (некоторые из них сегодня уже сами стали преподавателями), Елена поняла, что, заразив одаренных детей собственным интересом к музыке и театру, от них можно добиться превосходных результатов. Но чтобы до конца реализовать свои идеи, Трацевской нужна была собственная школа, что казалось тогда полной утопией. И тут на помощь педагогу пришла великая певица. Когда Галина Вишневская и Мстислав Ростропович смогли наконец-то приехать на родину, Елена попросила прослушать своих учеников. Вишневская согласилась и сразу же поняла, что речь идет об уникальном явлении. Она разрешила дать коллективу свое имя, помогла выхлопотать помещение, начала проводить мастер-классы. Так пять лет назад в Перове появилась школа "Галина Вишневская", в которой в четырех группах - вокальной, инструментальной, балетной и художников театра - сейчас учатся около 300 детей. 80% ребят связывают свою жизнь с музыкой.

Пример этого коллектива доказывает, что и в сегодняшних условиях хорошее дело, несмотря на огромные трудности, все-таки пробивает себе дорогу. Естественно, без помощи тут не обойтись. "Галине Вишневской" помогали и помогают. И Ростропович, и Башмет, и "яблочник" Валерий Борщев, и многие другие. Вот и первые зарубежные гастроли юных дарований не состоялись бы без поддержки и участия супруги министра иностранных дел Екатерины Козыревой-Ивановой. Концерты московских школьников в Риме, завершившиеся блестящим выступлением в Ватикане на общей аудиенции Папы Римского Иоанна Павла II, стали подлинным триумфом. Об этом корреспондент "НГ" побеседовал с Галиной Вишневской.

- Галина Павловна, и вы, и Ростропович оставили все дела и приехали в Рим, чтобы поддержать этих ребят на первых в их жизни зарубежных гастролях.

- А иначе и быть не могло. Я познакомилась с Еленой Трацевской семь лет назад, когда ее театр занимал только пару комнат. А сегодня у нас настоящая школа, причем в рабочем районе, где масса неблагополучных, часто бедных семей, где практически нет детей из семей с музыкальными традициями. Сегодня у нас и оркестр свой, и хор, и певцы, и балерины. Все они получают музыкальное образование, приобщаются к культуре, к высокому искусству - у нас только классический репертуар. И все это помимо обычной программы. Какое же это великое дело! Ведь проблема воспитания молодежи сегодня стоит остро во всем мире, а не только у нас в России, где положение, конечно, очень тяжелое. А у нас с детьми занимаются, и они счастливы, они не хотят уходить из школы. Мы ведь ставим спектакли. Вот у нас монтаж из "Евгения Онегина". У нас Трике поет, а ему десять лет. У нас Ленский поет ариозо "Я люблю вас, Ольга". Алеша, ему двенадцать. Или "Пиковая дама". Они занимаются настоящей музыкой.

- В Риме концерты ребят неизменно сопровождал успех, и, думаю, не в последнюю очередь потому, что сложнейшие произведения они исполняли с видимым удовольствием, с улыбкой на лицах. Расскажите, как прошло выступление в Ватикане.

- Мы были единственным хором, который пригласили на предрождественскую общую аудиенцию у Папы Римского. Он сам объявил верующим, что здесь присутствует наша школа, а в конце аудиенции сфотографировался с детьми. Папа был очень растроган. Дети действительно пели потрясающе. Меня просто переполняло чувство гордости. Может, это старомодно звучит, но я патриотка. Я была счастлива: накануне католического Рождества, перед всем миром за папским троном стоит русский детский хор и поет нашу духовную музыку. Папа благословлял верующих, а в это время наши дети исполняли наши православные песнопения. Наверное, это было впервые в истории Ватикана. Это было совершенно невероятно, и у детей память о таком событии, конечно, останется на всю жизнь.

- Это первая зарубежная поездка школы. Какие качества ребят проявились в Италии?

- Да, они выехали в первый раз, и сразу такой уровень. Невероятно, но дети не потерялись. Они достойно, профессионально и дисциплинированно выполнили свою работу, свой долг. Они знали, что должны все сделать максимально хорошо, как я их и учу: когда выходишь на сцену, никаких скидок себе быть не может. Когда я бываю в Москве и даю мастер-класс, то занимаюсь с ними как со взрослыми. Вот Юлька - маленькая, ей девять лет, а я ей делаю замечания как взрослой певице. Здесь никаких сюсюканий быть не может. И поэтому они с ответственностью ко всему относятся. Ведь у них очень трудный репертуар - от Моцарта до Чайковского, от русской духовной музыки до итальянцев. Вообще, я думаю, что мы создали некую модель школы будущего. Ведь специальных музыкальных школ у нас много. Я знаю по своим детям, которые учились в ЦМШ, что это такое - заставлять ребенка играть гаммы по пять часов. Сколько времени, сколько мучений для него и для родителей должно пройти, чтобы ребенок захотел заниматься музыкой. А через пение это удалось сразу. Дети сразу счастливы. Они все хотят как можно больше репетировать, они могут заниматься этим с утра до ночи. Я думаю, что именно через пение, через такое доступное для ребенка восприятие искусства и должно идти воспитание. А рядом может существовать и драматический театр.

- Галина Павловна, но ведь Вишневская одна. На каждую школу такую не найдешь...

- А вы знаете, нет. Посмотрите на то, что делает Трацевская. Она одержимая, она горы своротит, добиваясь своего. И педагоги в школе очень хорошие, они ведь изо дня в день должны заниматься вокалом с ребенком. То, что я приду и покажу, - это одно, но надо же каждый день по специальной методике заниматься с детьми, чтобы не сорвать им голоса. Это требует особой осторожности, особенно с мальчиками, у которых в переходном возрасте голоса ломаются. Все зависит от педагогов. Конечно, это не просто, но я уверена, что могут существовать разные варианты. Главная задача - дать детям искусство, которым можно пользоваться немедленно, а не так, как в музыкальных спецшколах. Основное отличие как раз и состоит в том, что там детей нужно заставлять заниматься, а у нас они сами хотят это делать. Они же целый день рта не закрывают - пробуют, распеваются, слушают, как сливаются их голоса. Это наслаждение изначальное, потому что голос - это инструмент, который заключен в самом человеке. Ничего подобного до сих пор не было. Это первая и единственная в мире школа. Но главная проблема в том, что родители не хотят заниматься детьми, не только у нас в России, но и на Западе. И это должно стать делом педагогов. Государство должно выделять на это средства, потому что лучше тратить их на это, чем потом на лечение наркоманов, которые умирают в 20 лет. Мне кажется, что мы нашли путь. Мы не ставим цель, чтобы все ребята потом пели в Большом. Они получают хорошее образование, приобщаются к культуре, начинают совершенно по-другому мыслить, общаться с другими людьми, в конечном счете по-другому выбирают свою дорогу в жизни. Посмотрите, как у них сияют глаза!

- Каковы ваши ближайшие планы? Будете ли продолжать работу с детьми?

- Из Рима я отправляюсь в Петербург, потом в Москву, а потом в Париж. 10 января мы с Ростроповичем уезжаем в Мадрид, где начинается работа над "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. Это будет огромный проект, рассчитанный на несколько лет гастролей по многим столицам мира. А работа с детьми, конечно, будет продолжаться. В Москве надо будет зайти к ним, пообщаться, обсудить поездку, сделать выводы. Все говорят, что нельзя было даже вообразить, чтобы маленькие дети с таким репертуаром, в таком стиле и так достойно, красиво, профессионально давали такие концерты. Посмотрите на этих подростков 14-15 лет, которые должны быть угловатыми. А как грациозно и естественно девочки носят эти прекрасные платья! Посмотрите на мальчишек во фраках! Какая у них осанка, как они ходят, как помогают девочкам сойти по лестнице! И их не просят об этом, они сами все понимают. Раз на тебе фрак, нельзя быть невнимательным и невоспитанным.

- Галина Павловна, а что дает эта работа вам?

- Мне она приносит огромное удовольствие. Я счастлива, что могу это делать, что я могу дать детям это ощущение высокой культуры, что в них рождает стремление к высокому искусству. Проучившись 10-11 лет в этой школе, они другими глазками смотрят на мир. Это великое дело.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
485
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
317
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
296
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
421

Другие новости