0
796
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2000 00:00:00

Дома и стены помогают

Тэги: театр, Золотая маска


ВОТ УЖЕ шесть лет подряд "Маску" критикуют за то, что не те и не тех выдвигают, не те и не тем дают. Все увлечены собственно конкурсом, игрой амбиций и случая. Бесспорно, "Маска" является образцом частной (или, скажем так, субъективной) премии, но настолько же бесспорно и то, что "Маска" как фестиваль с большей или меньшей степенью успеха пытается дать выборочный срез театрального сезона.

Музыкальная часть нынешней "Маски" оказалась более урожайной, чем в прошлые годы, как по количеству, так и по репертуарному размаху. В афише оперной номинации значатся 8 спектаклей (из них только 3 московских), плюс геликоновский оперный триптих "Голоса незримого" в разделе "Новация", по ведомству "Оперетта/мюзикл" - 3 спектакля "из провинции". Такой уж интересный вышел сезон. Не кажется несправедливым, что в программе "Маски" нет спектаклей Большого театра и "Московской оперетты" - бесплодная творческая ситуация налицо. Зато колоссальным творческим выплеском отмечен сезон 1998/99 г. для уральско-сибирского региона: екатеринбургский "Мазепа", новосибирский "Молодой Давид", красноярская "Дочь полка" плюс два мюзикла - из Екатеринбурга ("Черт и девственница") и Красноярска ("Инкогнито из Петербурга") и оперетта из Новоуральска ("Ах, высший свет").

Жаль, что не доехал до Москвы Мариинский театр. "Пиковую даму" в нетривиальной версии Александра Галибина без Германа - Владимира Галузина - Гергиев отказался играть наотрез, и потенциальный лидер фестиваля сошел с дистанции, его не увидят ни жюри, ни публика. В "Семене Котко" режиссеру Юрию Александрову удалось убрать всю советскую актуальность и сделать символический спектакль о вечных проблемах войны, мира и человека. Увы, и с этим спектаклем тоже - по неким техническим причинам - театральной столице не придется познакомиться, жюри оценило его по месту прописки еще до начала фестиваля.

Опера Владимира Кобекина на либретто Алексея Парина по Ветхому Завету "Молодой Давид" (1997) написана в минималистской технике, но с большим пиететом перед старыми мастерами, и прежде всего Бахом. Кто-то, возможно, сочтет, что это, скорее, оратория, нежели опера (между прочим, сам автор считает, что "время оперы прошло"). Тем сложнее были задачи, стоящие перед постановщиками. Режиссеру Дмитрию Чернякову и сценографу Игорю Гриневичу удалось создать современный по духу спектакль, свободно оперирующий европейскими схемами и тем самым выгодно отличающийся от привычной рутины в провинциальных театрах. По жанру это ближе всего к символистско-мистериальной драме. И если режиссер, переводя музыку и слова в действие, мыслит абстрактными, метафизическими категориями, то художник противоречит ему чрезмерной "вещностью", материальностью визуальных комментариев. Наверное, впервые в истории российского оперного театра публика размещена в глубине сцены, лицом в зрительный зал - новосибирский театр считается самым громадным среди своих собратьев, поэтому естественно, что в Москве спектакль шел в Театре Армии. Качественно исполнили непривычную для оперного коллектива партитуру оркестр новосибирского театра под управлением Алексея Людмилина, хор Вячеслава Подъельского и солисты (прежде всего Валерий Гильманов - царь Саул, Лилия Устюжанина - Ионафан и Ольга Бабкина - Мелхола).

Два из уже показанных "приезжих" спектаклей - оффенбаховские "Сказки Гофмана" петербургского театра "Зазеркалье" (режиссер Александр Петров, дирижер Павел Бубельников) и итальянский мюзикл Армандо Тровайоли "Черт и девственница" Екатеринбургского театра музкомедии (режиссер Кирилл Стрежнев) - напомнили о том, что дома и стены помогают. Те, кому довелось видеть оба спектакля "на местах", видимо, согласятся со мной, что там они производили, мягко говоря, иное впечатление. Московские залы и "жестокая" столичная публика с ее завышенной шкалой ценностей выявили несостоятельность той и другой постановки. Опера Оффенбаха предстала в виде облегченного дайджеста для тинейджеров с убийственно плохой музыкальной частью и с певцами, которые давились своими партиями, словно не пригодной к употреблению пищей. Екатеринбургский мюзикл заморозил московских зрителей своей затянутостью, никчемностью сюжета и музыки (ухудшенный вариант Сан-Ремо), хотя и Черт Владимира Смолина как отдельно взятая единица чертовски хорош, хотя и тема взята, что называется, на потребу - использование половых органов по прямому назначению и финальная победа любви над сексом. Промах театра, у которого всегда была репутация мастака по части современных мюзиклов, и стал пока самой большой неожиданностью фестиваля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
949
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
1367
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
1270
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
1232

Другие новости