0
1260
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2000 00:00:00

Михаил Козаков может стать главным режиссером

Тэги: еремин, театр


"CнаЧала нас пугали Враговой, теперь - Козаковым", - пожаловался мне один уже немолодой актер Театра имени Пушкина. Речь - о новом главном в не так давно де юре осиротевшем коллективе. Де факто для бывшего главного Юрия Еремина Театр имени Пушкина давно уже, прошу прощения за каламбур, не был главным делом жизни. Любовь к доллару, особенно у еще недавно бедного художника (а недавно почти все художники у нас были бедными...), понятна, возможность их заработать появляется не у многих. У Еремина - появилась, и он не смог вернуть счастливый билет. Об этом - наша статья "Проклятое место" (см. "НГ" от 25.01.2000). После ее публикации в театре прошел сбор труппы, актеры просили Еремина остаться и, рассказывают, растроганный режиссер согласился и вроде бы даже пообещал отказаться от каких-то американских ангажементов. Но отказаться не получилось. Незадолго до начала нового сезона народный артист России Юрий Иванович Еремин подал заявление об уходе. Сейчас его имени на афише театра нет.

Жалко. И эта жалость - самое первое и самое искреннее чувство. Жалко - потому, что Еремин покидает театр, где так хорошо начинал... Где с его именем связывались очередные и тогда уж точно небезосновательные надежды на то ли возрождение, то ли новую жизнь, - когда говорят о Театре имени Пушкина чаще всего вспоминают будто бы имевшее место проклятие Алисы Коонен, так что всякий новый режиссер прежде какой новой жизни должен разобраться с прошлым. Побороться с призраками. По части вызова Еремин оказался смел: достаточно вспомнить "Бесов", "Эрика Четырнадцатого", демонического "Ревизора", мрачную безысходность перенесенной сюда из Театра Советской армии "Палаты # 6". Жалко - потому, что уход Еремина - лишний и веский повод поговорить о кризисе "главной режиссуры", быть может, еще более остром, чем ставший притчей во языцех кризис режиссерской профессии. И, к слову, - более опасный для судеб русского репертуарного театра.

Режиссерская профессия - не из тех, где действуют законы плановой экономики и где в принципе можно закладывать "в смету" успех, и тем не менее... В последний раз об удаче Еремина на сцене Театра имени Пушкина говорили лет пять назад, после выпуска "Семьи Иванова", который тогда называли вообще одним из лучших спектаклей "на военную тему".

Но все это - в прошлом. Уход Еремина означает: открылась вакансия.

Покинув Пушкинский, Еремин принял приглашение Павла Хомского стать очередным режиссером в Театре имени Моссовета. Логично: когда в родном его театре дела шли все хуже и хуже, Юрий Иванович неплохо работал в Театре имени Моссовета.

Правда, он не порывает связей и с прежним местом работы и успел уже выпустить в Филиале, в Сытинском переулке, американскую пьесу "Никто не умирает по пятницам" (см. "НГ" от 21.09.2000), укладывающуюся в череду последних "скоропостижных" неудач. Еще один выпустит до конца сезона. Параллельно ставят спектакли Дмитрий Астрахан и Роман Козак. Оба - бывшие главные. Один - Театра имени Станиславского, другой - из петербургских... Обоих вроде бы логично рассматривать в числе претендентов. Но в последнее время как о наиболее вероятной кандидатуре заговорили о Михаиле Козакове. С Театром Пушкина его связывает пока только то, что в течение последних лет, среди других гастролеров, на сцене Пушкинского работает и "Проектный театр "Русская антреприза Михаила Козакова".

Сам Козаков вроде бы не против такого поворота судьбы и будто бы даже хочет занять это место, поскольку ему, как говорится, и к лицу, и по летам обзавестись собственным театральным домом, а не мотаться по чужим, на вечер-другой нанятым сценам.

Но сцена Пушкинского театра - естественно, эвфемизм, подразумевающий, что есть еще и труппа. И в первую очередь зияющая на афише "рана" мешает жить актерам. Пушкинский театр давно не пользуется любовью театралов, а между тем в его труппе немало замечательных актеров. Вера Алентова, Александр Пороховщиков, Наталья Николаева, Юрий Горобец, Игорь Бочкин...

Козаков же - лучший пример плохого примера. Поклонники, конечно, вспомнят начало в "Современнике", продолжение на Малой Бронной, назовут Козакова-чтеца и, конечно, снятые им фильмы (а среди них - в первую очередь - "Покровские ворота"). Недоброжелатели - что-то другое, что во всяком случае уравновесит чаши весов. Козаков - один из самых скандальных персонажей на нашем театральном горизонте, богатом скандальными фигурами. Истории с Людмилой Максаковой, с Ольгой Аросевой. После возвращения из Израиля Козаков приступил к репетициям пьесы Григория Горина "Чума на оба ваших дома" во МХАТе имени Чехова, потом (или, наоборот, сначала?) - в Театре имени Маяковского, в итоге же ушел и оттуда, и оттуда. Спектакль в "Маяковке" ставила Татьяна Ахрамкова.

В связи с Козаковым было бы уместно позаимствовать термин из финансового словаря: то, что можно назвать плохой кредитной историей. Он плохо уезжал, облив грязью Россию, в которой ему будто бы нечем было кормить только что родившегося ребенка. (Это было время, когда перебои с продуктами случались и денег не хватало многим, но вряд ли именно Козаков во всей полноте ощущал эти проблемы.) Он плохо возвращался, облив грязью на этот раз Израиль, который ему, конечно, не удалось превратить в театральную Мекку.

Сегодня - хозяин одной из самых грубых антреприз, которой многое прощали, учитывая прежний опыт и былые заслуги. В "На дне" кто-то из персонажей говорит Барону, что в карете прошлого далеко не уедешь... Это - ошибка.

Ведь Козаков и как актер погрубел. Тонких работ в его сегодняшнем "арсенале" нет. Он играет Шейлока, можно сказать, "в очередь" с Калягиным, сравнение неминуемо. В этой роли (с учетом, конечно, разницы и глубины режиссуры) Калягин переигрывает его вчистую. Его нельзя уже, мне кажется, назвать и хорошим чтецом. В минувшее воскресенье, например, по каналу "Культура" показывали старую запись пастернаковской программы. Самые простые, поздние стихи Пастернака Козаков декламировал претенциозно, щедро декорировано, - так некоторое время тому назад было принято писать о не лучших образцах архитектуры модерна. Много эффектов, мало понимания. Почему? Козаков всегда - прежде - понимал поэзию...

Как бы то ни было, правильнее всего было бы предложить всякому, кто претендует или может быть рассмотрен как один из возможных кандидатов на место главного режиссера Театра имени Пушкина, что-то поставить на этой "свободной" сцене. Чтобы труппа не боялась, чтобы знала, что "покупает" не кота в мешке. Для гипотетического тендера (или, если угодно, режиссерского кастинга, - почему-то понятие "смотрин" совершенно ушло из нашей безальтернативной жизни в искусстве) можно предложить несколько достойных такого смотра кандидатур. Козаков - раз, два, три, четыре - Сергей Женовач, Андрей Житинкин, Татьяна Ахрамкова, давно уже созревшие, чтобы стать главными. Житинкин, может быть, самая подходящая кандидатура, имея в виду умение этого режиссера организовывать не только само театральное зрелище, но и атмосферу вокруг. Может быть, стоит еще раз поговорить со Светланой Враговой. Роман Козак, который, кажется, меньше всего думает об этом, пошел по самому верному пути: спектакль в театре - лучшая дорога к сердцу актера.

В Комитете по культуре между тем не собираются торопиться. К тому же, говорят, вакансия эта не у Комитета по культуре, а у директора театра. В одних театрах Комитет по культуре заключает договор с художественным руководителем. В других театрах главный - директор, и тогда Комитет нанимает директора театра. В Театре имени Пушкина ответственное лицо - директор, как в Театре на Малой Бронной - Илья Коган, в Театре имени Станиславского - Феликс Демичев. Устав театра, конечно, можно изменить и сделать руководителем главного режиссера, а, может быть, в будущем и ввести институт художественного руководства.

Ответственный сотрудник Комитета по культуре рассказал нам, что, когда Илья Аронович Коган назначал Сергея Женовача главным режиссером, он написал письмо в Комитет по культуре, проинформировав о своем желании. "То же самое, вероятно, собирается сделать и директор Пушкинского театра. Предложить постановку - наверное, самый правильный ход, чтобы новый режиссер сначала вошел в труппу спектаклем, потом уже стал главным, а может впоследствии и худруком. До нового года что-то произойдет", - утверждает наш информированный собеседник в Комитете по культуре.

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

В ЛДПР предлагают окончательно деполитизировать профсоюзы

Дарья Гармоненко

Трудовыми отношениями и спорами должна заняться вертикаль трехсторонних комиссий

0
961
Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Конституция России специально не определяет схему выборов Госдумы

Иван Родин

В Основном законе заложена возможность давать дополнительные места депутатам из новых регионов

0
986
Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Россиян ждет беспрецедентное повышение коммунальных тарифов

Михаил Сергеев

Дополнительная нагрузка на среднюю семью превысит 34 тысячи рублей за четыре года

0
2157
Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Граждане за решеткой слабо разбираются в арестах

Екатерина Трифонова

Конституционный суд отказывается обсуждать проблемы реального правоприменения

0
927

Другие новости