0
1366
Газета Культура Интернет-версия

20.03.2001 00:00:00

Совсем несладкая жизнь

Тэги: фестиваль, кино, Италия


фестиваль, кино, Италия Кадр из фильма 'Роза и Корнелия'.

В Москве в Музее кино при аншлагах прошел фестиваль итальянского кино N.I.C.E. (New Italian Cinema Events). Его программу составили откровенно некоммерческие картины, снятые за последнее время начинающими режиссерами. В итальянский прокат такие фильмы практически не попадают. Директор фестиваля Вивиана дель Бьянко поразила публику заявлением, что в Москве, возможно, привезенные картины посмотрела аудитория большая, чем даже в самой Италии.

Если попытаться выявить типологию нового итальянского кино, то окажется, что большинство режиссеров предпочитают самый размытый и бессюжетный жанр драмы. Этот жанр, видимо, наиболее точно соответствует мировосприятию итальянских кинематографистов конца ХХ века. Они словно вбирают в свое искусство то утомление и печальное чувство финала эпохи, которое вообще во многом характеризует состояние Западной Европы, подводящей итоги второго тысячелетия. Герои фильмов ни о чем не мечтают и ни к чему не стремятся. В действии нет, как правило, энергичного, инициативного звена - все плывут по течению, с трудом и далеко не всегда находя силы противиться принятому порядку вещей.

Молодые режиссеры, равнодушные к формальным экспериментам и изыскам, стремятся представить жизнь Италии предельно реалистично, правдиво, без идеализации и поэтического флера. Вместо мифа авторского кино середины ХХ века о незаурядных личностях, которые умели страдать с особым артистизмом, современный кинематограф предпочитает иметь дело с персонажами, которые ни на что не претендуют. И кино, похоже, готово смириться со скромным местом личности в окружающем мире. Единственный фильм, который видит в этом катастрофу и который, возможно, именно потому производит более сильное впечатление, посвящен не современности, а XVIII веку.

'Роза и Корнелия' режиссера Джорджо Тревеса - историческая драма о нравах итальянского общества. Сирота-простолюдинка Роза (Стефаниа Рокка) и дочь влиятельных родителей, аристократка Корнелия (Кьяра Мути), оказались беременны, будучи незамужними девицами. Все различия в социальном статусе героинь лишь подчеркивают общность их кошмарной судьбы. Корнелию родители ссылают на безлюдную виллу, не удостаивая даже сострадания. Их единственная цель - понадежнее скрыть от посторонних глаз беременность, уничтожить ребенка, как только он родится, а саму дочь сбыть с рук, выдав замуж за французского аристократа. Роза нанята на роль детоубийцы, за что ей уже заплатили. Будучи не в силах убить новорожденного сына Корнелии, она душит собственную дочь, чтобы выдать ребенка Корнелии за своего и тем самым спасти. Не успели еще родители увезти рыдающую Корнелию, а в живот Розе тут же вонзает кинжал слуга, который еще недавно с ней заигрывал и которому было велено избавиться от свидетельниц внебрачных родов Корнелии. Мир в этом фильме делится на жертв и тех, кто лишь ждет нужного момента, чтобы убить мешающего человека, будь то новорожденный или взрослый. Престарелая кормилица Корнелии хватает никому не нужного малыша и, спасая его и себя от ножа, уходит прочь по черному, пустынному полю.

Фильмы фестиваля на современные темы свидетельствовали об 'остывании' горячих страстей, о неуклонном ослаблении значения любви для человека конца ХХ века. Из итальянского кино уходит и атмосфера упоенного приятия жизни вместе со всеми ее нелепостями и конфликтами. Кинематографисты перестают культивировать самоценность отдельных, функционально необязательных деталей. Не стремятся 'коллекционировать' бесконечное разнообразие индивидуальностей, как то делали Феллини, Антониони и прочие режиссеры-классики, насыщавшие свои картины гигантским количеством странных, экстравагантных лиц. Итальянское кино изо всех сил пытается убедить себя и зрителей, что несчастья имеют весьма заурядный вид.

Самый беспросветно тоскливый фильм - 'Любовная история' режиссера Джанлука Мариа Таварелли. Сюжет на тему многолетней любви оказывается историей о долгой нелюбви. Сара и Марко могли бы стать идеальной романтической парой. А остаются двумя одинокими людьми. Выглядит это тем более печально, что сама тональность многих эпизодов и даже внешность героев вызывают в памяти 'Мужчину и женщину' Клода Лелюша.

В 'Шаманках' режиссер Анне Риитта Чикконе выдает свою версию идентификации женщины. Здесь главной героиней оказывается комичная и очаровательная 30-летняя тележурналистка. Клаудиа ухитряется одновременно быть в состоянии депрессии и перевозбуждения. В ее невезучести есть нечто не просто закономерное, но фатальное. Анне Риитта Чикконе с большим знанием предмета отображает нюансы астении у героини, создавая своего рода хронику и энциклопедию внутренней дисгармонии в ее наиболее броских внешних проявлениях. Возможно, именно за счет создания образа человека, склонного к периодическим эскападам и открытого к воздействию извне, режиссеру удается как-то разрядить и гармонизировать общую атмосферу картины. Свобода эмоционального самовыражения - первая ступень освобождения от страданий.

Этого минимума свободы лишены братья Эдо и Саро в 'Первых лучах рассвета' Лучо Гаудино. Режиссер игнорирует традиции итальянской криминальной драмы, в которой разворачивается открытое противостояние героев с разными интересами и позициями. 'Первые лучи рассвета' пытаются довести до сознания зрителя, что такой принцип неистовой борьбы - непозволительная и неправдоподобная роскошь, которую может предоставить только искусство. В жизни все более мирно, тихо, незаметно - и абсолютно безнадежно.

Режиссер показывает, как на самом деле чувствуют себя обычные мирные люди, столкнувшиеся с произволом мафии. Они не перерождаются в неумолимых мстителей, они не берут в руки оружия, даже не пробуют вступать ни в какие неравные поединки. Переживая утрату родителей, Эдо и Саро просто получают повод осознать, что совершенно не знают, в чем смысл их бытия. В этом мафия уже совершенно не виновата.

Прорыв из атмосферы черной меланхолии осуществляет картина Эдоардо Уинспира 'Живая кровь'. В ней показана жизнь жестокая, но зато гораздо более полнокровная и близкая к природной. Солнечные ландшафты, кривые улочки, скромные интерьеры патриархальных итальянских домишек. Горы и море, 'натуральные', родные и доступные героям, - и все равно будто материализовавшиеся из туристических проспектов. Совершенство щедрой природы и бедность человеческого быта одновременно как бы конфликтуют и взаимодополняют друг друга. Люди здесь чувствуют близость земли - она их поддерживает и кормит, она же принимает в свои объятия после смерти и хранит человека для вечности.

Жизнь контрабандистов из провинции Саленто подана не отстраненно, а изнутри, 'по-родственному'. Это недружная, но все-таки семья. Постоянная опасность активизирует желание жить. Перед нами люди, незнакомые с рефлексиями интеллигентского характера, непривыкшие к мирному городскому укладу. Они испытывают чувства простые, зато сильные и понятные: первозданную ярость, радость и скорбь. Умирая от выстрела во время разборок, Пино просит младшего брата Донато сыграть ему на бубне в последний раз. Тот, рыдая, играет так отчаянно, словно пытается удержать саму жизнь, с каждой минутой уходящую из тела Пино, лежащего на солнцепеке. Умереть, как Пино, - раньше, чем устанешь от жизни, - счастье, доступное далеко не всем героям молодого итальянского кино.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
676
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
550
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
679
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
488

Другие новости