0
1533
Газета Культура Интернет-версия

26.04.2001 00:00:00

Гигантомания

Тэги: пономарев, фестиваль, фотография


пономарев, фестиваль, фотография

АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ украл остров. Тут нет ничего удивительного - во времена, когда тушенку воруют вагонами, отчего бы кому-то не украсть остров? Но Пономарев украл остров на время, чтобы потом его вернуть. Вот что удивительно. При этом он украл остров у природы, а возвращает его - зрителям.

Сразу за входом в ЦДХ, у вешалок посетителей "Арт-Москвы" ждут видеоэкран, сизые дымы и несколько центнеров воды, с гулом катящейся по трубам. Конструкция сложна настолько, что человеку с неинженерным умом понять ее невозможно. Почему вода выталкивает дым? Зачем бегают красные точки лазеров? Как прочесть карты? Это "Майя. Потерянный остров" - инсталляция Пономарева, которая завораживает своей внутренней жизнью: непонятной, но величественной. Это обаяние техники и размаха.

В августе 2000 года остров Седловатый был укрыт туманом. Туман навели с помощью МДШ и ДШ (дымовых шашек). То есть в строгом смысле слова туман был дымом. Александр Пономарев описывает все действие в таких кратких выражениях:

"18.07. Закончили погрузку спецсредств на пашкоут.

18.20. АК 043, Лопата, бот ВМ, Фламинго вышли в море, начали переход в квадрат. Я на 043.

19.23. Вышли в точку 69.15,7"N, 33.28,9"E, легли в дрейф, подрабатываем машинами. Ветер NW, погода солнечная, волнение 1-2 балла..."

Но это не рапорт об учениях Северного флота в Баренцевом море, а отчет художника о его проекте. И он завершается, как поэма авангардиста, который от документации постепенно переходит к лирике:

"20.15. Серое вещество поглотило весь остров. Дым слился с небом... Линия горизонта замкнулась...

20.20. Остров исчез..."

Дальше сплошные многоточия длиной в двадцать минут, и вот наконец:

"20.40. Очертания проступают вновь..."

Новый способ конверсии - использование армии и флота в эстетических целях. Если грозить шведу Россия уже не в состоянии, то окончательно запутать его с помощью энтузиастов она может. При этом Военно-морской флот пользуется у художников особенной любовью. И достойно отвечает этой любви. Пономарев прославился своим проектом "Северный след Леонардо": в 1997 году он раскрасил подводную лодку в кислотные цвета. Фотографии этой боевой единицы долго еще радовали читателей глянцевых русских журналов и заставляли мелко креститься бывалых подводников. Проект удивлял как своим размахом, так и силой связей художника на флоте.

Борис Бельский придумал способ утилизации боевых судов. Он хочет превратить тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 в плавучий музей современного искусства. Это более разумно, чем продавать русский авианосец китайцам, которые еще непонятно против кого повернут свои аэропланы. Единственный недостаток проекта Бельского в том, что он слишком дорог, и поэтому выглядит совершенной утопией. А пока что на многочисленных форумах, ярмарках и тому подобных сборищах Бельский охотно выставляет полотнища с видами крейсеров в разных разрезах. Они выглядят продолжением "бумажной архитектуры" восьмидесятых на новом историческом этапе. Эти шелкографии искренне радуют посетителей, особенно детей.

Пономарев закончил мореходку в Одессе. Но есть нечто общее между художниками и моряками вне биографических деталей такого рода. "Стратегия номадизма", то есть, по-русски говоря, любовь к странствиям - то, что критики вменяют современному художнику, - издревле отличала именно моряков. Но проекты Пономарева и Бельского роднит не только это. В них современное искусство выступает как последний оплот имперского сознания.

Гигантомания роднит Пономарева и Бельского с Церетели. Мега-, гипер-, супер- - вот ключевые приставки-уродцы, которые могут охарактеризовать подобные инициативы. Главное в них - русский размах. В сознании вспыхивают фантазматические образы. Русский Колумб над Пуэрто-Рико распугивает американские самолеты... Крейсер под флагом российского ВМФ заплывает в роттердамский порт с 10 тоннами искусства на борту в окружении раскрашенных подлодок...

Пономарева прозвали "русским Христо". Сразу после того как он впервые представил свою инсталляцию "Майя" в галерее "Новая коллекция". Христо - художник, который пакует все: он упаковал Рейхстаг в Берлине и Понт-Неф в Париже. Пономарев "запаковал" целый остров в дым. Масштаб тот же. Достоверность разная. Упакованный Рейхстаг мог видеть каждый, кто проездом оказался в Берлине в момент события. Мимо острова Седловатый плыли только Пономарев с моряками-помощниками. Поэтому упаковка Рейхстага на выставках представлена скромными фотографиями, а задымление Седловатого - сложной инсталляцией, которая отчасти воспроизводит сам процесс. Конечно, в век компьютера подделать документацию не составляет никакого труда. Но сама абсурдная убедительность события такова, что Пономареву веришь безоговорочно. Да. Этот может целый остров задымить.

Если красить - так подлодку. Александр Пономарев - художник почти двухметрового роста. Все пономаревские проекты - мечта гигантомана. Если строить электроплевательницу, то такую, чтоб волной заливала (на Арт-Манеже-99 этот объект вызывал визги страха и восторга у зрителей - от ударов воды посетителей отделяла прозрачная стенка, выглядевшая крайне непрочно). Если делать выставку в Третьяковской галерее, то такую, чтоб целый зал был завешан корабельными канатами сверху донизу. Напоминала, правда, выставка "Корабельное воскресенье" в 1996 году не о море, а о занятиях по физкультуре в средней школе. Канаты - идеальная штука, чтобы лезть вверх.

Гигантизм - именно то, чего не хватало актуальному искусству девяностых. Пономарев чувствует эту тоску по величию. Поэтому все чаще его проекты занимают лучшие места: в российском павильоне на выставке "Экспо-88" (Лиссабон), в московском Манеже-99. Теперь - в Доме художника на Крымском. Его проекты - зрелища прежде всего. Холодное и скучное постконцептуальное искусство уступило свое место искусству почти театральному, которое рассчитано не столько на зрителей размышляющих, сколько на чувствующую толпу. Оно основано на массовых эффектах.

Гигантизм - черта не только Пономарева. Сами события - ярмарка и фотофестиваль - рассчитаны так, чтобы доказать старую аксиому времен Сталина: Москва - столица мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
697
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
821
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
414
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
286

Другие новости