КАКИЕ-ТО детали в новом спектакле Марка Захарова позволяют предполагать, что сам режиссер задумывал сыграть премьеру раньше (например, 1 апреля). Но задержка сыграла на руку: оторвавшись от конкретной даты, о которой идет речь во втором действии, спектакль, вероятно, успел набраться той основательности, которая, если воспользоваться определением из политического словаря, позволяет назвать его театральным тяжеловесом.
Захарова вообще трудно ругать. То есть, вероятно, можно, и на него, случалось, набрасывались и поругивали за какие-то внехудожественные акции. Но как только дело доходит до театра, то есть до ремесла, все опасения проходят: на театральном поле он может чувствовать себя в безопасности, здесь ему равных нет (один мой дальний родственник из мира музыки говаривал, что в молодости главным для него было довести девушку до рояля...). Похожих - тоже. "Шута Балакирева" можно только хвалить. Не зря говорят, что театр живет слухами: кажется, вся театральная Москва провела добрую половину ночи за телефоном. Видевшие делились впечатлениями, а невидевшие цокали языками: "Да, всем нравится, все хвалят..." И действительно жаль, что Григорий Горин не дожил до премьеры. Его слова кажутся прекрасными безо всякой ныне печальной ретроспективы (или - перспективы?). Похвалы всегда кажутся голословнее и не такими убедительными, как слова хулы, но, право, "Шут Балакирев" (несмотря на очевидную недописанность, недоработку, которая происходила обыкновенно уже на репетициях) кажется одной из лучших пьес Горина. Смерть превратила ее в итоговую, но глубокомыслие, вообще - глубина - в ней изначальные, заложенные не внезапно оборвавшейся судьбой, но словом и мыслью писателя. Пьеса Горина позволила появиться одному из лучших спектаклей Марка Захарова.
Захаров - известный мовист. Но вся эта напускная серьезность, за которой - ирония и много чего еще, совсем уже незримого, проходит, когда Захаров добирается до того самого "рояля" - до сцены. Здесь чувства его - открыты, здесь мысль - внятна и часто прозрачна. И всегда - возвышенна. Стоило увидеть, как - в каком-то анонсирующем телесюжете - Марк Анатольевич, как студент хореографического училища, вприпрыжку, легко преодолевал из конца в конец всю сцену "Ленкома". (А ведь он ненамного младше совершавшего похожие кунштюки Феруччо Солери!)
Не изменив форме, Захаров насытил свой спектакль новым содержанием. В какие-то мгновения Олег Янковский (в роли царя Петра) открытым и прямым взглядом в зал, в глаза зрителей напоминает такие же прямые (но ныне - бессловесные) обращения к публике в "Диктатуре совести" или "Синих конях..." Но мысль спектакля кажется как будто чуждой прежним демократическим идеалам "Ленкома" и ее художественного лидера. Неравнодушный к веяниям высокой моды, Захаров обернулся в сторону государственных идей. Его новый спектакль о том, что служение Родине, конкретно - России, выше национальных и иных предрассудков, выше всякой фронды и пустопорожнего шутовства... Захаров говорит о патриотизме и гражданственности. Без шуток. И с шутками. И зал откликается: и на шутки, и на серьез его "послания".
Предвосхищая более подробный рассказ, которого спектакль достоин (как в части идей как идей, так и в части идей театральных), выскажем восхищение несколькими актерскими работами. Замечательный актер Олег Янковский, кажется, никогда не играл так замечательно. Серьезный и значительный во многих своих прежних ролях, он, кажется, никогда не достигал такой серьезности и значительности. Как будто бы вняв голосам многих доброжелательных критиков, Захаров наконец дал Александре Захаровой характерную роль императрицы Екатерины I, и Захарова сыграла ее с куражом и, можно сказать, с бесстрашием. Замечательны все - и Николай Караченцов, и Александр Збруев. И это умение постановщика вывести на сцену добрых два десятка артистов и организовать их в нефальшивящий хор тоже достойно восхищения. Сценография Олега Шейнциса, соавтора Марка Захарова, как обычно, кажется, угрожает не только благополучию артистов и их комфорту, но и публике (когда конструкция повисает над зрительскими рядами), но в итоге способствует общему успеху. Среди первых звезд "Ленкома" не потерялся, на равных сыграл молодой актер и выпускник сразу нескольких музыкальных заведений Сергей Фролов (и эти свои недюжинные умения он демонстрирует в финале).