0
789
Газета Культура Интернет-версия

11.06.2002 00:00:00

Государственное спасибо для театральных деятелей

Тэги: россия, день независимости, премии


Завтра, в День независимости России, в Кремле вручат Государственные премии в области литературы и искусства за 2001 год.

Не знаю, как оповещали лауреатов в прежние годы. Ныне же итоги заседаний стараются засекретить и держать в тайне как можно дольше, чуть не до последней минуты. Завтра - церемония, а в воскресенье некоторые из лауреатов еще не знали о своем награждении. Президентский указ еще не был обнародован, и оставалось дремать в неведенье счастливом. И отказываться от поздравлений тех, кто что-то прослышал о решении президиума Комиссии по Государственным премиям.

Впрочем, и награжденные, и те, что остались в этом году за бортом, о своей участи неофициально оповещены. Обойденные признанием делают вид, что им не особенно-то хотелось (а некоторые, возможно, и впрямь равнодушны), так что волноваться приходится тем, кого успели предупредить, чтобы они пока не занимали 12 июня. Но не уточнили, что значит такая просьба.

В области театрального искусства лауреатами называют Юрия Соломина, сыгравшего Фамусова, Петра Фоменко, отмеченного за спектакли последних лет, а также группу актеров и режиссера Театра имени Вахтангова: Владимира Этуша, Марию Аронову, Ирину Купченко, Максима Суханова, Владимира Мирзоева.

Как это всегда было, в списке присутствуют еще и представители российской театральной провинции. Но только в последние годы в лауреаты стали попадать те, чьи имена мало что говорят столичному зрителю. Презумпция невиновности, если позволено будет так это определить, заставляет думать, что причиной безвестности - расстроившаяся система гастролей и неважная информация. Ведь те, кто приезжает в Москву на гастроли и фестивали (и таким образом становится известным в столице), далеко не всегда оказываются лучшими.

Поэтому поговорим о столичных лауреатах. Безусловным представляется награждение Юрия Соломина и Петра Фоменко: один из лучших актеров Малого театра (и русского театра вообще) и режиссер, чье первенство сегодня мало кто оспаривает. Конечно, есть у нас еще Анатолий Васильев, но он больше занимается театральной наукой, Фоменко же - из тех, кто не гнушается практической работы. В своей "Мастерской", помещения которой не позволяют быть слишком разнообразным в трактовке пространства, Фоменко ставит спектакли, в которых поражает широтой мысли. В "Одной абсолютно счастливой деревне", в "Войне и мире. Начале" Фоменко умудряется говорить о социальном, даже всемирно-историческом, но одновременно его спектакли подробнейшим образом излагают интимные переживания человека. Фоменко - из тех, кто умеет резко менять оптику, разглядывая человека то под микроскопом, то в телескоп, землю всю охватывая разом.

Спектакль Сергея Женовача "Горе от ума" в Малом стал событием в первую очередь благодаря Юрию Соломину, который сыграл молодого Фамусова, мужчину в полном расцвете лет, подтянутого, молодцеватого, даже очаровательного, которому некоторая удаленность от царского двора (то есть московская прописка) позволяет поровну делить заботы между делами отечества и собственной семьей. В его герое вовсе нет карикатуры; наоборот, Фамусов Соломина - едва ли не самый положительный герой этого "Горя". И еще, награждение лидера Малого театра, театра, верного классическим традициям русской театральной школы, театра, не стесняющегося своего консерватизма, - это еще одно публичное (хотя и необременительное) свидетельство того, что слова о патриотических ценностях новой власти не расходятся с делами.

Конечно, несколько сложнее с группой товарищей из Вахтанговского театра. Сразу заметно, что Этуш и Аронова, отмеченные за работу в спектакле "Дядюшкин сон", получают премию без режиссера - в то время как по соседству Ирина Купченко и Максим Суханов делят премию с постановщиком "Сирано де Бержерака" Владимиром Мирзоевым. Нарушение пропорций выглядит, конечно, странно и ведет к естественным в таких случаях обидам.

Но, представляется, что тут как раз восторжествовала справедливость, и члены комиссии продемонстрировали способность к эстетически оправданным решениям: Мария Аронова и Владимир Этуш играют во многом поверх режиссерского многословия, в "Сирано" же властная рука Мирзоева чувствуется в каждом шаге актеров. Его режиссура у многих вызывает неприятие и раздражение, но разве в своих спектаклях он не является продолжателем как раз вахтанговских традиций? В конце концов награждение Мирзоева, Суханова и Купченко свидетельствует еще и о широте подходов премиальной комиссии, которая не хочет раз и навсегда определять, что театр - это только так, так и так. Хороший театр может быть разным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
599
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2236
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2707
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2259

Другие новости