0
976
Газета Культура Интернет-версия

18.06.2002 00:00:00

Веселый Макбетт

Тэги: ионеско, ионеску, пьса, театр, спектакль, макбетт


Но есть еще и третья составляющая спектакля - петербургский режиссер Юрий Бутусов. Бутусов - специалист как раз по части такой, малоизвестной у нас драматургии. Малоизвестной и малоуспешной. Но Бутусов всякий раз доказывал, что хороший спектакль можно поставить и по пьесе Беккета "В ожидании Годо", и по пьесе Бюхнера "Войцек", и по пьесе Пинтера "Сторож"... Для справки: это в спектаклях петербургского Открытого театра прославились когда-то Константин Хабенский и Михаил Пореченков - то есть их профессиональный, а не телевизионный авторитет сложился как раз у Бутусова.

Герои "Макбетта" Ионеско - почти те же, что и у Шекспира. Как сказано в одной англоязычной аннотации, злобная и забавная карикатура на трагедию Шекспира. Следуя за шекспировским сюжетом, Ионеско написал о том, что люди совершенно не нуждаются в ведьмах или судьбе, чтобы взяться за нож. Конечно, хорошо, когда есть ведьмы и можно сослаться на их пророчества - сначала как на руководство к действию, а потом - как на смягчающее обстоятельство. Но, в общем, можно обойтись и своими силами.

Военная, мужская история, то есть как раз такая, в изображении которых и силен режиссер: ему нравится разбираться в отношениях, где почти нет места для женской нежности, женского смирения. Одним своим появлением женщина способна снять напряжение, разрешить конфликт, отменить уже начатый поединок мужчин. В отсутствие женщин спор мужчин можно накалить до предела┘ В "Макбетте" есть и героини, но это две ведьмы, существа без роду, племени и пола; лишь по особой необходимости одна из них принимает обличье придворной дамы (Ангелина Варганова), а другая - леди Дункан, на мгновение превращающаяся в леди Макбетт (Агриппина Стеклова).

Жестокая история, где горы трупов и ручьями льется кровь. Но, как и на фронте, близость смерти обостряет все, что только может вызвать улыбку и смех. В "Макбетте" страшное как бы опрощено, облегчено юмором и весельем. Горы трупов в спектакле изображают слепленные из бумаги и папье-маше фигуры (художник - Александр Шишкин). А крови почти нет: решили не пугать. Кровь остается в речах и помыслах героев, но эти кровавые разговоры до поры до времени больше веселят, чем печалят, а потому не пугают.

Страха нет: трагедия в "Сатириконе" представлена будничным течением дней, крови и правителей. В определенном смысле история, описанная Ионеско, близка той, которую взял для своей многофигурной оперы Модест Мусоргский: по сути, та же "Хованщина". Но иное развитие событий: победа бунтовщиков, увы, не приводит к лучшей жизни.

В программке написано: "фарс". Скорее же "Макбетт" - это гиньоль: жестокий фарс, изображающий различные преступления, злодейства и пытки. Жанр, почти неведомый нашему театру, когда смешно и страшно, когда смехом пытаются смазать ужас от творящегося на сцене кровавого безобразия. "Макбетт" Ионеско - пьеса по-настоящему смешная. Смешно, что герои стремятся решить все проблемы путем устранения тех, кто мешает им в данную минуту. Смешно, что убийство, как и следовало ожидать, не решает проблем, смешно, что история повторяется и ничему не учит. И тот, кто хотел стать спасителем, становится еще большим тираном и деспотом. И ростки тирании теплятся в каждом.

Но все это - из мира идей Ионеско, писавшего свой фарс о Макбетте в конкретных исторических условиях начала 70-х, и при желании в пьесе можно найти черты реальных политических фигур и событий. И, конечно, разочарование автора в политическом прогрессе.

...Премьера прошла как-то тихо, по-летнему. Без толп страждущих. Без уже привычного рассказа о сумасшедшем бюджете спектакля. В середине июня сыграли, быть может, один из лучших спектаклей сезона. В "Макбетте" хорошо играют все: это спектакль, открывающий сильную труппу театра, которая часто блекнет на фоне премьера Константина Райкина (актера, конечно, выдающегося).

Тут трудно выделить лучшего. Можно долго и с удовольствием описывать, как играет заглавную роль Григорий Сиятвинда, как глуп его Макбетт, как умен, как пуглив, как неожиданно смел и отчаян. Как он танцует от счастья, как он страдает от боли, как хочет жить и боится умереть... Денис Суханов, в прошлом сезоне блестяще сыгравший петуха Шантеклера, здесь играет Дункана. Роль-маска, роль-маскарадный костюм, которую актер надевает, как перчатку, примеряет, как парик, как грим, который смывает с лица, становясь под душ, под струи воды. И - сдувается, уже как воздушный шарик, точно и не было никакого Дункана с распушенными в разные стороны волосами, страшного и ужасного. Условность игры, дурацкие колпаки на головах шутов - Федора Добронравова и Владимира Большова - не мешают сочувствию и жалости к ним, когда они гибнут, уже не как шуты, но как Кандор и Гламис.

"Макбетт" - спектакль, хорошо и красиво сыгранный, напичканный режиссерскими и сценографическими ухищрениями: то зеркальная стена, исчерченная косыми линиями, превратится в тот самый лес, что вдруг пошел на Макбетта, то выкатится на сцену огромный шар, подсвеченный изнутри, на котором приходится балансировать главному герою. То леди Дункан (она же - леди Макбетт, она же - ведьма) пробежит босиком - только пятки сверкают, точно пролетит из конца в конец сцены на родном помеле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
599
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2236
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2707
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2259

Другие новости