0
1803
Газета Культура Интернет-версия

24.04.2003 00:00:00

Путин и черный квадрат

Тэги: артмосква, ярмарка, живопись, выставка, путин


арт-москва, ярмарка, живопись, выставка, путин В кругу своих художники вроде бы шутят, на поверку же они вполне всерьез объясняются в любви к президенту.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Портреты Путина в официальных кабинетах с некоторого времени стали восприниматься как неизбежность. Как условие нормального функционирования кабинета и его хозяина. Все на этих портретах, конечно, официально - и лицо президента, и одежда, и душа, и мысли. И свободная поза, которую он принимает, носит такой же официальный характер.

Экспозиция художественной ярмарки "Арт-Москва-2003", которая открылась в Центральном Доме художника, в этом отношении вызывает шок. Оказывается, Путина можно рисовать. Можно так рисовать, можно - эдак. Как художнику захочется, так, выходит, и можно. Из портретов президента можно, оказывается, сложить нечто вроде пчелиных сот и назвать это "Возвращением Янтарной комнаты". Нынешнее строго ранжированное, стратифицированное и сертифицированное политическое и бизнес-сообщество эта художественная свобода шокирует. А что, собственно, произошло?

Итак, первый, кто встречает посетителей на международной художественной ярмарке "Арт-Москва-2003", - это Путин.

Не один, а сразу много Путиных. Говорят, что в проекте Андрея Логвина "Возвращение Янтарной комнаты" использовано 2012 фотопортретов президента (фотографии наплывают одна на другую, в ряду я насчитал 33 шт., всего рядов - 15). Так много, что клеить пришлось целых два дня. Те же фотографии - уже как карнавальные маски, у которых можно "выколоть" глаза, чтобы глядеть на мир своими собственными, - продаются в киоске "Арт-Москвы".

Справедливости ради надо сказать, Путин - не единственная знаменитость и не единственный политик, чьи портреты и фотографии заинтересовали адептов актуального творчества. За "Янтарной комнатой" - галерея портретов звезд Первого канала - Дибров, Агалакова, Сорокина, Познер. Из политиков в экспозиции - Жириновский и Починок, последний - почему-то двухглавый (в проекте Сергея Калинина и Фарида Богдалова "Заседание Федерального собрания"), Ельцин и Лебедь (на холсте Дубоссарского и Виноградова)...

Но Путина на выставке встречаешь намного чаще. Он - на всех этажах: в цокольном - в уже упомянутой "Янтарной комнате", в первом - на картинах Врубеля и Тимофеевой ("Путин и черный квадрат"), Александра Елисеева ("Утро нашей родины", где президент напоминает похожий портрет Сталина, в белом кителе, "снятый" на фоне просторов необъятной родины моей), а также - Дубоссарского и Виноградова, во втором - у того же Врубеля и Тимофеевой (под названием "Mr. Putin", где президент стоит, держа в руке деревянную палочку, какими обычно орудуют лор-врачи) и в видеопроекте "Путин борется с поттероманией", где Владимир Владимирович вступает в неравную схватку с "их" Гарри Поттером и побеждает, выводя на бой нашего былинного героя, художника Александра Шабурова. Любопытно, что, как прежде Сталина, наши актуальные художники рисуют президента не с натуры, а по имеющимся фотографиям, чего, например, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева даже не скрывают, наоборот, выставляя напоказ клеточки, по которым переносилось изображение.

Количество переходит в качество. По идее, такое насыщенное политическое звучание должно было вызвать художественно-политический скандал. Пока не вызвал. Зато усиленно говорят о коммерческом успехе, будто бы кое-какие из работ уже куплены, и за очень приличные деньги. Или - за неприличные, но очень большие.

Можно предположить, что художники не собирались объясняться власти в любви. Что они, напротив, нарывались на скандал. Отечественная история помнит немало скандальных экспозиций - достаточно вспомнить разгром, который устроил Никита Хрущев в Манеже в декабре 1962-го. Или - более позднюю бульдозерную выставку.

С другой стороны, о каком скандале может идти речь, если все изображения носят, если можно так сказать, вполне канонический, то есть ни в коей мере не оскорбительный, то есть совершенно лояльный характер.

Нет, не скандала хотели художники. Они хотели и хотят простого внимания власти. Причем настаивают на том, что они - не просто художники, а реальная не четвертая, не третья, а самая что ни на есть вторая сила. Вот, например, что написано в пресс-релизе Галереи Гельмана, который показывает на ярмарке "некоммерческий проект" "Мы - они": "1990-е годы способствовали сближению искусства и политики, и художественный процесс воспринял политическое клише демократического искусства - как народного, так и правительственного - как тоталитарного".

Времена изменились, и правительственное воспринимается теперь и представлено на выставке как любимое. Путин - любимая натура актуального художника. Но тут же - и претензия на собственную значимость: "Реальной оппозицией власти может быть лишь общественная, независимая институция - как, например, художественная галерея или ярмарка современного искусства". Но оппозиция эта - из тех, что в прежние времена называли оппозицией его величества, то есть оппозиция, удобная для власти, любящая власть.

И еще. Известно, что все официальные приветствия пишутся загодя. Но такой порядок ставит официальных лиц в двусмысленное положение. В обращении Михаила Швыдкого говорится: "Приятно видеть, что новаторские идеи и смелые художественные решения по-прежнему являются визитной карточкой "Арт-Москвы". Знал бы министр, о каких новаторских идеях и смелых решениях речь, может, и поостерегся бы радоваться. А может, и нет. Кто знает?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2313
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5133
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2838
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3275

Другие новости