0
811
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2003 00:00:00

Задом к самим себе

Евгения Леонова

Об авторе: Евгения Леонова - кинокритик.

Тэги: дания, кино, догма


В год столетия кино Триер заявил, что датские фильмы последних десятилетий "были ерундовыми", и предложил рассматривать кино не как развлечение, а как одно из средств познания реальности. Для этого был придуман обет кинематографического целомудрия - "Догму": возвращение естественности сюжетам, актерской игре и способам съемки, использование ручной камеры, отказ от павильонов, спецэффектов и даже отречение от собственного авторства и монтажа. Многие тезисы обета были почерпнуты "догматиками" из кинематографа Дрейера и стали не ноу-хау режиссеров 90-х, а возвращением на круги своя.

В программе "Датская волна" участвовали восемь полнометражных игровых фильмов, три анимационных и шесть короткометражных картин. Параллельно в Музее кино прошла программа "Выбор Ларса фон Триера", посоветовавшего пересмотреть роскошную хрестоматийную классику - "Голод" (1965) Хеннинга Карлсена, "Добро и зло" (1975) Йоргена Лета, а также "Гертруду" (1964) Дрейра - и вспомнить о корнях, из которых выросло большинство фильмов нынешней программы. "Чудеса" (2000) Наташи Арти можно даже назвать вариантом дрейеровского "Слова", ибо здесь молитва и вера влекут за собой воскрешения, реинкарнации и другие не поддающиеся анализу диковины, снятые в осовремененной ироничной интонации.

Человек предполагает, Бог располагает. Известный режиссер Сусанне Биер пробует рассказать в фильме "Открытые сердца", как сбывающиеся мечты превращаются в свою противоположность. Фильм похож на длинный эпизод, так как снят ручной камерой, повторяющей движения героев. Такое дублирование позволяет, насколько допустимо, приблизиться к их сложным и непознаваемым чувствам, ибо чем сильнее боль, тем невозможней ее изъявить. О том, как сложно найти язык, чтобы объяснить, какой ад творится в душе, рассказывает и "История любви" Оле Кристиана Мадсена.

Самым "догматичным" фильмом программы стал "Страх Икс". Его автор Николас Виндинг Рефн почти всю жизнь прожил в США. Видимо, вдали от родины начинаешь особенно верить в искусственные преграды. Наблюдая за действиями героя, зритель доверчиво полагает, что смотрит остросюжетный американский детектив. Спустя полчаса режиссер признается, что убийство случайно, и предлагает понаблюдать, как трагедия повлияла на сознание героя. Соблюдение канонов того или иного жанра предлагают зрителю знакомые правила игры. Однако именно они делают фильмы наименее интересными. "Скамейка" Пера Флю - лента безупречная во всех отношениях. Однако история героя, в поисках свободы бросившего дочь и лишь на смертном одре обретшего право называться отцом, производит впечатление дежа вю в европейском, американском и даже в индийском кино.

В 1995 году датчане поместили на титульный лист обета зад свиньи, украсив его глазом, как бы пообещав, что попытаются разглядеть реальность со всех сторон. Но, как сказал бы классик, - "Догма" - это не догма, а руководство к действию, и режиссеры-догматики сами подчас поворачиваются к ним тылом, потому что либо не справляются с ними, либо не хотят терять внимание широкой аудитории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
873
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
470
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
476
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
428