0
1251
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2003 00:00:00

Уравновешенные танцы

Тэги: габт, раймонда, петипа


"Раймонда" - парадный портрет императорского русского балета и последнее великое творение Петипа. Балетмейстер создал спектакль в 1898 году в соавторстве с композитором Александром Глазуновым и либреттисткой-любительницей Лидией Пашковой. Композитор написал монументальную, но красивую музыку с плотной, словно масляная живопись, фактурой. Пашкова сочинила историю из средневековой жизни о любви непорочной знатной девы Раймонды и христианского воина, рыцаря Жана де Бриена, между которыми вклинивается сластолюбивый араб Абдеррахман. Либретто всегда считалось слабым местом этого балета. И кто только его не переписывал, прибавляя или убавляя мистику в лице призрака Белой Дамы, покровительствующей Раймонде, или меняя местами нравственные знаки героев. Но, как свидетельствует история балета, либретто не главное. Главное - танцы. А их предостаточно, и отменного качества. Сохранившиеся фрагменты хореографии Петипа (с московскими добавлениями Александра Горского) по сей день держат пышный торжественный опус на плаву. Действие происходит в Провансе XII века, а в числе действующих лиц - король Венгрии, что в совокупности дало возможность нашпиговать балет приметами средневековой старины и штрихами венгерского танцевального фольклора.

После перерыва в ГАБТе возобновлена версия Юрия Григоровича. Он восстановил собственную постановку 1984 года, где в дополнение к Петипа сочинил танцы обоих претендентов на героиню, а также ее лирические адажио с рыцарем. Игра в старинную провансальскую куртуазность в этой "Раймонде" отсутствует: для Григоровича подобные вещи - сантименты и "рюшечки", с которыми надо решительно бороться. Кое в чем постановщик отредактировал сам себя. Декорации Симона Вирсаладзе (вариант из миланской постановки балета) теперь не светлые и легкие, а синие с блеклым и тяжелые, словно из изрядно потертого бархата; злополучная Белая Дама в очередной раз исчезла; чуть сокращено "ночное" адажио главных героев; галоп из финала переставлен в середину третьего акта и т.д. Но поправки не меняют главного. Григорович, поборник сплошной танцевальности, всегда сурово относившийся к пантомиме и любым "бытовизмам" балетной сцены, давно и прочно все это изъял. Но для огранки отдельных эпизодов спектакля (вот сражение, вот любовная страсть, вот элегия) ничего не предложил взамен, наоборот, все мизансцены "проговорил" скороговоркой. В "Раймонде" с первой минуты хлещет даже не поток, а танцевальный потоп, без перерывов, просветов и кульминаций. Раз нет режиссерской и танцевальной "синусоиды", того, что Борис Асафьев назвал "умно скомпонованной прогрессией хореографического действия", неизбежно возникает эмоциональная монотонность. Смотреть эти роскошные танцы - все равно что переесть за обедом, даже если обед вкусный.

Улучшить ситуацию могли бы исполнители. Для этого нужна "малость" - танцевать разнообразно. Где весело и задорно, где томно и лирично. Когда напористо, а когда сдержанно. В один момент - масштабно, в другой интимно. Кордебалет может похвастаться лишь слаженностью: видно, что классические танцы основательно отрепетировали на предмет одномоментного поднимания ног. Но они, увы, исполняются в одном равнодушном ключе. Характерные мазурка и венгерский танец вообще проходят на редкость вяло: кажется, что солистам просто лень как следует прищелкнуть каблуками. И почему это сарацинский танец панадерос называют "огненным"? В этой "Раймонде" он остыл до степени замерзания. Спектакль в целом подходит к черте, за которой начинается не поэзия, а проза.

Среди солистов глаз радовался Ирине Яценко в вариации и одному из двух трубадуров, Руслану Скворцову, с его вылепленными позами и зависающими прыжками. Море эмоций выплеснули в сарацинской пляске Анастасия Яценко и Александр Петухов. Но коварный Абдеррахман, который в идеале должен быть столь же гибок телесно, сколь изворотлив его нрав, у Марка Перетокина получился просто физически сильным. В добавление к красивому премьерскому танцу Андрея Уварова, станцевавшего Жана де Бриена, хочется пожелать внятности театральных нюансов. Влюбленный герой крестовых походов весь спектакль провел в торжественном спокойствии. Вместо ожидаемой Анастасии Волочковой в премьерном спектакле вышла Надежда Грачева, дебютировавшая в роли Раймонды и наградившая ее вальяжным обликом. В хорошо станцованной партии не хватало лучезарности, без которой исчезает юная девушка, и в нарушение театральной иллюзии появляется женщина, знающая, что такое жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
898
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
1992
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2536
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1937

Другие новости