0
1089
Газета Культура Интернет-версия

27.05.2003 00:00:00

Цвет непуганой нимфы

Тэги: лиепа, балет, римская опера, гастроли


Андрис Лиепа все время напоминает нам о балетном наследии "Русских сезонов". Он снял фильм-балет "Шехеразада", а в последние годы без устали предлагает различным театрам услуги по постановке балетов Михаила Фокина и Вацлава Нижинского. Мариинский театр предложение частично принял, Москва - нет. И тут проекты Лиепы совпали с интересами его хорошей знакомой Карлы Фраччи, нынешней директрисы балета Римской оперы. В рамках фестиваля "Черешневый лес" (и словно в назидание дирекции ГАБТа) Лиепа организовал гастроли итальянского балета с дягилевским репертуаром. Из Италии на Новую сцену Большого привезли "Шехеразаду" Фокина в возобновлении Андриса, "Весну священную" и "Игры" Нижинского (спектакли восстановили из небытия американка Миллисент Хадсон и англичанин Кеннет Арчер).

Не оставляющая сцену Фраччи ныне исполняет балеты, где много взмахов руками и простые движения ног, но сложная координация дает возможность показать пластическое мастерство. В босоногом пафосе ее "Трех танцев Айседоры Дункан" угадывается одна из лучших Жизелей и Сильфид ХХ века. Подходит Фраччи и партия в "Играх" (роль, некогда созданная для Тамары Карсавиной). Этот маленький, но стильный пустячок для солиста и двух солисток, незаслуженно забытый сразу после премьеры в 1913 году, первый в истории балета спектакль, где танцевали в современной спортивной одежде, напоминает о другой знаменитой постановке Нижинского - "Послеполуденный отдых фавна". Там был античный мифологический герой, одержимый своим либидо, здесь - демонстрирует эго спортивный герой ХХ века, лелеющий свое холеное тело (роль юноши-теннисиста, сочиненную Нижинским для себя, превосходно исполнил Алессандро Молин). В "Фавне" семенили испуганные нимфы, в "Играх" бродят непуганые нимфетки. В обоих балетах царствует бессознательная слепая сексуальность. И всюду фирменные знаки хореографии Нижинского: профильные позы на полупальцах, полуприседания враскоряку, ходьба с пятки, невыворотные стопы носками внутрь и звериные "потягушки" всем телом.

Можно спорить, насколько вообще поддается реконструкции хореография, которая не исполнялась много десятилетий. Лучше попробуем вообразить эти "Весну священную" и "Игры" как тактичный способ приближения к великому оригиналу. Лиеповская "Шехеразада", танцы которой явно осовременены, на Апеннинах приобрела более аутентичный вид. В то время как российские артисты далеко не всегда справляются со стилями привычной классики, римляне точно реагируют на предложенный им танец. В первый вечер главные партии в "Шехеразаде" танцевали наши. У холодноватой Илзе Лиепы и темпераментного Николая Цискаридзе чувствуется внутреннее табу на открытый сценический эротизм. Рассказывать телом о теле у нас не очень умеют. А итальянцы, Гайя Стракоморе с пластикой пантеры и Марио Мароцци станцевали это пиршестве плоти так, что небесам стало жарко.

В брутальной шаманской "Весне" тяжело притопывающая, "приземленная" масса вершила языческий обряд весеннего жертвоприношения. Девяносто лет назад в "Весне" Нижинский открыл эстетический принцип, к которому по сей день стремится современное искусство. Он заставил зрителя думать, отобрал у публики чувство психологического комфорта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
995
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
527
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
531
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
478