0
1808
Газета Культура Интернет-версия

16.12.2003 00:00:00

Антология русского уродства

Галина Аксенова

Об авторе: Галина Аксенова - театровед, кандидат искусствоведения.

Тэги: театр, станиславский, улицкая, спектакль


Для автора пьесы Людмилы Улицкой русский юродивый - самый национальный тип. Возразить драматургу не дадут ни Василий Блаженный, ни Грозный Иван, ни сказочный Иванушка, ни дурочка со скоморохом из "Андрея Рублева" Тарковского, ни знаменитая строчка из письма Пушкина к Вяземскому: "...никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак Юродивого. Торчат!"

Спектакль "Семеро святых из деревни Брюхо" - антология русского юродства. Режиссер Владимир Мирзоев к двум архетипам, воспроизведенным Улицкой (юродивый во имя Христа и юродивый во имя дьявола), прибавил третий - юродствующий во театре.

В синтетическом спектакле Мирзоева документальный сюжет обретает двойное дно. Место действия - и театральная сцена, и деревня Брюхо - метафорическое и утратившее конкретный адрес чрево России. Время действия - и сегодняшний вечер, и революционные годы, когда "грибной сезон" на юродивых объясняется посттравматическим синдромом. Человеческая психика сбоит и не справляется с историческими катаклизмами. На аналогиях ни автор, ни режиссер не настаивают. Зритель-неофит от них свободен. Театральные волки времен развитого социализма и искусства аллюзий вольны интерпретировать.

Героини спектакля Дуся (Ольга Лапшина) - и Маня (Горин) - "добрые" юродивые. Дуся лечит душу и чует судьбу. Маня (в миру Пров) врачует тело. Комиссар Рогов (Александр Самойленко), красный богатырь с косичкой, в белом сталинском френче и в лаптях, - глумится. Роль обнаруживает карнавальную двойственность. По режиссерской задаче актер Самойленко играет актера N, в свою очередь играющего кровавого комиссара Сеньку (при крещении Арсения) Рогова. Мобильный телефон, звенящий у него в кармане, и ус, отклеивающийся, как у Папанова в "Бриллиантовой руке", - приветы от юродствующего братства театральных шутов. Кажется, что трактовкой образа режиссер осторожно связывает юродствующего во дьяволе с homo ludis. Активизируется зрительская память. Она выуживает из школьного учебника фотографию выцветших фресок Софии Киевской, где скоморохи изгонялись из храма, ибо были приравнены к бесам.

Пьеса тугая, как девичья коса, где сплетаются три истории. Маня Горелая лечит больную девочку. Дуся спасает священника и икону Божией Матери. Братья Роговы (старший - Арсений и младший - Тимоша) возрождают миф о Каине и Авеле. Тимоша дезертирует из Красной армии и скрывается у Дуси. Его находят, и все истории соединяются. Старший брат ставит младшего перед экзистенциальным выбором: смерть или убийство. Тимоша должен убить и блаженную Дусю, и сумасшедшего Маню, и беспомощного священника. Отказавшись от прокурорского кресла, откуда смотрели на героев лучшие советские писатели, Улицкая поворачивает тему. После выстрела, "от горя и бед", Тимоша прозревает... в юродстве. С милосердной позиции автора человек, поставленный человеком перед безысходным выбором, не может стать преступником, и ошибется тот, кто первым бросит камень.

В интеллектуальном театре Мирзоева препарируется иллюзия. Со спасительной жестокостью хирурга режиссер "взрезает" эпизод, доведенный до магического натурализма. Взрезает - наглостью капустника или остраняющим танцем (хореограф А.Ощепков). Вскрытое тело спектакля сшивает без швов исполнительница роли Дуси - О.Лапшина. Эксцентризм исполнения оправдан эксцентризмом характера. Дуся - юродивая, а значит, странная и непредсказуемая. Сидит Дуся на сколоченном наспех деревянном троне. Ноги ее отказались топтать землю и молчат, а руки танцуют, "кричат", простираясь к небу. И если танцы в спектакле - спровоцированная режиссером сейсмическая нестабильность, то балет Дусиных рук - лирическое проявление героини.

Сценическое пространство - выцветшее, как старая фотография. В этом мире из льна, досок и белым по белому написанных воспоминаний об иконах (сценограф - В.Ковальчук, художник по костюмам - А.Коженкова) все предметы метафоричны. Березовые колоды - то ли стул - сидеть, то ли полено - печь топить, то ли плаха - голову рубить. Борона встала на дыбы и замерла стенкой колумбария. Для тех, кто помнит таганковские спектакли 70-х, заметно цитирование стиля художника Д.Боровского, его "Деревянных коней" и "Живого".

Невидимая метафора спектакля - это колокол, которым звенит душа народа. Как говорит старая пословица, "без языка и колокол нем". И Дуся у Мирзоева - язык этого колокола. Самого же колокола на сцене нет. Он создается в воображении зрителя разбросанными по спектаклю мини-метафорами: формой головного убора Дуси; микрофоном, спущенным над сценой; женскими юбками, расширенными книзу, как шелом колокола; раскачивающейся пластикой и непроявленными ударами, растворенными в музыкальных темах композитора Алексея Шелыгина.

Так из пьесы "Семеро святых из деревни Брюхо" Владимир Мирзоев добывает миф. Под занавес и под аплодисменты нисходит понимание, что лицо нашей страны состоит из ликов юродивых добрых, личин юродивых злых и масок лицедействующих, ибо так душа человеческая отзывается на исторические катаклизмы. И лечат юродивые, и предсказывают, и беснуются, и напускают на себя дурь, прикидываясь иванушками, как делали встарь шуты на Руси.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
865
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
938
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1018
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1768

Другие новости