0
650
Газета Культура Интернет-версия

21.10.2004 00:00:00

Первый юбилей «Золотого софита»

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - театральный критик.

Тэги: питер, премия, золотой софит


Литературную основу сочинил известный в узких театральных кругах своим остроумием Вадим Жук, поставил юбилейное шоу оперный режиссер Юрий Александров, по совместительству оказавшийся еще и лауреатом в номинации «лучшая работа режиссера в музыкальном театре». В результате их сотрудничества мог получиться какой-нибудь изумительный церемониальный гибрид вроде сатирического мюзикла или оперной сатиры. Не сложилось: вышла очередная церемония, хоть и десятая юбилейная, но в меру благостная, беззубая и аполитичная. Камнем преткновения оказался Виктор Шендерович, приехавший вручать «софиты» кукольным лауреатам аж из самой Москвы и посетовавший на отсутствие своих «кукольных» программ в сетке российского телевизионного вещания. Зал посочувствовал и себе, и г-ну Шендеровичу: без его многочисленных «кукол» жить стало значительно грустнее, преснее и пессимистичнее.

Еще удивил очень сам по себе тот факт, что главный тренер «Зенита» г-н Петржела вручал призы лауреатам в музыкальных номинациях. С недавнего времени наши городские театральные кассы стали продавать билеты не только в театры, на концерты, но и на спортивные матчи. ДТЗК, понятное дело, за счет продажи билетов на спортивные мероприятия увеличивает свой доход. Театры же, мягко говоря, не слишком довольны сложившейся ситуацией: проблема с заполняемостью зрительных залов в городе стоит достаточно остро, проблемно и разрешается исключительно в меру расторопности администраторов на местах. Впрочем, за исключением этого «спортивного» диссонанса юбилейная церемония прошла без каких-либо неожиданностей.

Как и предполагалось, в пяти номинациях победил мольеровский «Дон Жуан» Театра имени Комиссаржевской в постановке болгарина Александра Морфова: как лучший спектакль на большой сцене, актерский дуэт, работа режиссера, художника и художника по костюмам. Как сообщил художественный руководитель театра Виктор Новиков, получая за отсутствующего г-на Морфова причитающийся тому «Золотой софит», с этого сезона тот становится приглашенным главным режиссером Театра имени Комиссаржевской, театр же получил столько «софитов» не так просто, а по случаю дня своего рождения. Что ж, можно только позавидовать такому подарку.

Другой безусловный лидер сезона, хоть и обруганный неоднократно и незаслуженно городской театральной критикой, – шекспировская «Двенадцатая ночь» в постановке Григория Дитятковского на сцене БДТ имени Товстоногова – выиграл всего в двух из четырех заявленных номинаций. «Золотой софит» за лучшую женскую роль достался Алисе Фрейндлих: честно говоря, уж не знаю, что должно было произойти, чтобы Фрейндлих, которая за последние четыре года наконец-то сыграла новую роль, причем мужскую – шута Фесте, не получила этого приза. Жаль, что он не достался Марине Азизян за лучшую работу художника и Григорию Дитятковскому за лучшую работу режиссера.

Зато «Золотой софит» дали студентке курса Дитятковского при БДТ Полине Толстун за лучший дебют в роли Оливии в той же «Двенадцатой ночи». Второй «софит» за дебют, видно, для равновесия достался Екатерине Бесковой из Александринского театра. Странно, что в этой номинации не оказалось ни одного дебютанта: видимо, номинационный совет внимание обращает больше на дебютанток, чем на дебютантов.

Лучшим актером сезона оказался Михаил Разумовский, скорее по совокупности заслуг, чем за конкретную роль: для него эта «Золотая маска» стала первой наградой на долгом и весьма содержательном театральном пути. Спектакль «PRO Турандот» признанного питерского авангардиста Андрея Могучего, с этого сезона ставшего еще и штатным режиссером Александринского театра, был назван лучшим на малой сцене. Большинство премий в музыкальных номинациях оказались в Мариинском театре, что удивления ни у кого не вызвало. А в кукольных – в не так давно возникшем театре «Потудань», что выглядело, наоборот, довольно странно для Петербурга, в котором давно и достойно сосуществуют целых три государственных кукольных театра. В последнее время город будоражат абсурдные слухи о слиянии двух из них: Театра кукол-марионеток и Большого театра кукол – в один театральный коллектив под руководством единой дирекции. И в свете этих слухов распределение «кукольных» призов выглядело не только странно, но и вызывающе.

Премии «за творческое долголетие и уникальный вклад» были вручены художнику Марту Китаеву и актеру Михаилу Светину. Еще одну, по совокупности заслуг, с оригинальным названием: «за уникальный вклад в развитие отечественного музыкального театра и возвращение на русскую сцену тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга» – присудили Валерию Гергиеву, которого, как обычно, на церемонии не было: он дирижировал на фестивале в Роттердаме.Премия имени Товстоногова «за выдающийся вклад» досталась основоположнику оперной режиссуры и, по словам председателя номинационного совета Кирилла Лаврова, «большому другу Георгия Александровича» – Борису Покровскому.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3397
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1926
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2224

Другие новости