0
922
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2005 00:00:00

Недосказка, рассказанная сэром Вантесом

Тэги: донкий хот, крымов


донкий хот, крымов Донкий Хот и карлики в спектакле Дмитрия Крымова.
Фото Михаила Гутермана

«Почти премьера», – написано в той же афише. Крымов идеально вписался в лабораторное пространство «Школы драматического искусства», где царствует дух ученичества, а учиться можно и нужно всю жизнь. Те, с кем работает Дмитрий Крымов, с кем он ставит свои «недосказки» (история Донкий Хота мало отличается от тех, в которые попадали сказочные персонажи из предыдущего спектакля), – действительно ученики, будущие театральные художники (Максим Маминов, Сергея Мелконян, Анна Синякина, Мария Трегубова, Этель Иошпа и другие).

То, что Крымов обосновался в «васильевском» подвале на Поварской, представляется естественным: и сам Васильев, и по соседству расположенный театр-студия «Человек» – едва ли не главные площадки московского театрального андеграунда 80-х. А спектакли Крымова – вольные фантазии на те самые андеграундные темы, а еще – естественная, а не вычурная игра в бедный театр, где все творится из ничего, своими руками. К тому же – на глазах у публики, которая с восторгом замечает, как из «дохлых» блеклых шинелей рождается расшитая золотом одежда испанских идальго и прекрасных испанских женщин. Всё, целый мир, – из ничего. В смысле, который имел в виду Хлебников: мне немного надо, краюха хлеба, да капля молока, да это небо и облака... Так и тут: слов – минимум, и те – «со стороны»: фрагмент завещания Дон Кихота Сервантеса, «Записки сумасшедшего» Гоголя, Акт медицинского освидетельствования следственного заключенного Ювачева-Хармса...

Донкий Хот в здешней Испании (или Китае – имея в виду одну из записей гоголевского Поприщина) – великан в стране лилипутов, которые издеваются над ним как могут и – не принимают его. Он большой (его играют сразу два актера, один на плечах у другого, спрятавшегося в полах одной большой, даже этому великану на вырост, шинели). Они маленькие, играют, буквально не поднимаясь с колен. Чтобы сделать его еще более «неприемлемым», Донкий Хот носит очки с сильным увеличением, курам и всем прочим на смех... Они его мучают, как мыши – кота Леопольда, как лилипуты – Гулливера, как крестьяне – Дон Кихота... И в конце концов он превращается в скелет с острой бородкой, которому и в таком состоянии нет покоя: длиннющий экспонат становится очередной забавной игрушкой для очередных карликов. Финальная погребальная процессия «припадает к истокам» не только русского и советского авангарда, но и к истокам самого театра.

Эта игра пользуется успехом не только у приближенных и посвященных. Сказка о «другом», во что превращается история о рыцаре печального образа, принимается на ура, тем более что каждое превращение, каждый шаг Донкий Хота сопряжен с каким-нибудь маленьким чудом, с волшебным превращением или преображением. Вот уж точно: здесь медный таз способен стать рыцарским шлемом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
532
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2071
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2489
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2074

Другие новости