0
1787
Газета Культура Интернет-версия

25.01.2006 00:00:00

Легкий штрих карандаша и прозрачность акварели

Тэги: графика, третьяковка, акварель, выставка


графика, третьяковка, акварель, выставка Даже маленькие путевые наброски Верещагина вызывают интерес публики.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

«Я устраиваю в своем собрании отдел акварелей и черных рисунков», – писал коллекционер Третьяков художнику Крамскому в январе 1887 года. Осенью того же года зал рисунков появился в галерее рядом с кабинетом Третьякова как самостоятельный раздел экспозиции. Но собирать графические работы Третьяков начал гораздо раньше – еще в конце 1850-х годов он одним из первых осознал значение рисунка не как подготовительного материала, а как самостоятельного и самоценного вида искусства. Начиналась коллекция с произведений современников Третьякова – одни он покупал сам, иногда целыми собраниями, другие дарили ему художники или их наследники. Так появились в коллекции работы Шишкина, Репина, Риццони, Айвазовского, Сурикова, Поленова, Ге, Крамского, Боголюбова, Ярошенко. Позднее Третьяков стал приобретать графику русских художников XVIII – первой половины XIX веков (Лосенко, Егорова, Бруни, Брюллова, Иванова, Федотова) и работы художников нового поколения: Левитана, Нестерова, Серова, Врубеля, Бенуа, Сомова, Бакста. «Не валяется ли у Вас чьих-нибудь (из наших художников) рисунков? Я был бы за всякий очень благодарен», – писал Третьяков Крамскому, и, вероятно, не только ему, занимаясь поиском интересующих его работ. Притом в собирательстве он не жалел ни времени, ни средств. «┘Я на Масленнице буду у Вас и заплачу, сколько прикажете», – писал он все тому же Крамскому – подход не коммерсанта, а коллекционера и настоящего ценителя. Когда в 1892 году Павел Михайлович передавал коллекцию в дар городу, ее графическая часть насчитывала 518 рисунков. До конца своей жизни он продолжал пополнять собрание галереи, и к 1898 году, когда его не стало, рисунков было уже более полутора тысяч.

В коллекции представлены самые разнообразные жанры и виды графики – от беглых набросков и эскизов до законченных композиций, выполненных в разных графических техниках. Здесь и натурные штудии Лосенко, и типажи Маковского и Перова, и авторские повторения в графике известных живописных произведений Иванова, Брюллова, Ге, Поленова. Много на выставке и известных графических шедевров, таких как «Прерванное свидание» Карла Брюллова, «Жених, выбирающий серьги для невесты» Александра Иванова, натюрморты и «обманки» Федора Толстого, сепии Павла Федотова.

Особый раздел экспозиции составляет портретная галерея художников, композиторов, ученых, писателей, актеров и просто современников. Акварельный портрет Тизенгаузена кисти Петра Соколова, портрет Менделеева, написанный Николаем Ярошенко, карандашный портрет Васнецова, исполненный Иваном Крамским, и еще многие другие были приобретены Третьяковым или написаны специально по его заказу с целью сохранить для потомков образы известных российских мастеров науки, культуры и искусства.

Один из разделов экспозиции представляет большие «картоны» и эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, исполненные Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым. Эскизы росписей были подарены галерее самими художниками, еще 316 эскизов орнаментальных мотивов приобрел Третьяков. По мнению самого Третьякова и художественного критика Стасова, эти эскизы интереснее росписей, исполненных в соборе. Кроме того, некоторые изображения, к примеру, коленопреклоненные архангелы Михаил и Гавриил Васнецова, не были выполнены в соборе и сохранились только в эскизах.

На уникальных фотографиях залов, исполненных Фишером по заказу Третьякова незадолго до его смерти, видно, как экспонировались рисунки в то время – шпалерная развеска практически до потолка, а также незнакомые современному посетителю музеев круглые витрины-вертушки с двухсторонними рамами, которые можно поворачивать. Сейчас все иначе. Изменились и посетители галереи. Они совсем не похожи ни на задумчивого «Любителя живописи» в красном камзоле и пудреном парике по моде XVIII века с акварели Риццони, ни на посетителей времен самого Третьякова с набросков Гриценко. Неизменными остаются только сами экспонаты. За 150 лет, прошедших с момента создания галереи многие рисунки участвовали в персональных и тематических выставках, однако как единое целое коллекция графики Третьякова экспонируется впервые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хуситы угрожают энергогигантам США

Хуситы угрожают энергогигантам США

Игорь Субботин

Йеменские боевики аннулировали режим прекращения огня

0
811
Евросоюз оплатит за счет России дроны для Украины

Евросоюз оплатит за счет России дроны для Украины

Геннадий Петров

Киеву выделят кредит на военные нужды из арестованных российских средств

0
774
Республиканцы и демократы оставили американских госслужащих без денег

Республиканцы и демократы оставили американских госслужащих без денег

Геннадий Петров

Противники и сторонники Трампа перекладывают друг на друга вину за шатдаун

0
663
Путин достал красную папку с грифом "совсекретно"

Путин достал красную папку с грифом "совсекретно"

Иван Родин

Совбез РФ вернулся к вопросу об информационной безопасности

0
1132

Другие новости