0
1117
Газета Культура Интернет-версия

06.02.2006 00:00:00

Утренник для чайников

Тэги: габт, премьера, золушка


габт, премьера, золушка Внимание зрителей сестрицы привлекли не столько оригинальностью танца, сколько пышными накладными бюстами.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

Для начала Фею заменило «лицо от автора» – Сказочник, живущий на другой планете и пишущий историю о Золушке для своей┘ кто эта дама, сказать трудно. В сценарии она обозначена Пташкой, помощницей сказителя («пташкой» композитор называл первую жену Лину). Но одна из исполнительниц главной партии в интервью обозначила персонаж «горничной Прокофьева». Ясно одно: Сказочник, по замыслу – сам композитор, дарит героине музыку, из которой возникает история Золушки. Пташка просится на Землю, в новую сказку – и остается там навсегда, а опекун, в качестве сквозного персонажа, не оставляет девушку до финала. Даже напитки разливает гостям на балу.

И балетмейстер Юрий Посохов, и режиссер Юрий Борисов много говорили и писали о Прокофьеве: мол, в работе они только на музыку и опираются, чтут ее глубинный смысл – вовсе не такой праздничный, как могло бы быть в волшебной сказке с хеппи-эндом. Из деклараций вырисовывался синтез глобально-космического и частного, игра смыслами а-ля Сент-Экзюпери, основанная на сочетании противоположностей: скепсисе современника мировой войны и Большого террора и оптимизме исходного литературного материала.

Премьера ошеломила несовпадением с заявками. Посохов сочинил незамысловатое и наивное шоу. К партитуре он отнесся, как добросовестный школьник: «оттанцевал» казенной классикой каждую ноту, но проигнорировал глубинный смысл. Классический танец у него тривиален. Вот Принц в выходной вариации. Значит, сейчас он сделает такой-то пируэт, потом вот этот со-де-баск, а потом вот так прыгнет. Вот рутинно кривляющиеся Мачеха и ее дочки: разве что накладные бюсты дебелых сестриц привлекут внимание. Вот многочисленная пляшущая живность и домашняя утварь, вплоть до чашек и чайников: что кузнечики, что стрекозы, что снегири – поди отличи их по пластике. Вот любовные дуэты Золушки и Принца: стандартные танцевальные охи-вздохи. Кстати, Золушка у Посохова – записная феминистка и не ждет милостей от природы. Она лихо гоняет метлой Мачеху и сестриц; на балу, чтобы не затягивать встречу с мечтой, сама съезжает к Принцу в объятия по перилам дворцовой лестницы, а в финале не дает задолбанному поисками герою уйти из дома Мачехи, подталкивая любимого к узнаванию себя самой.

Лучше хореографа слышит партитуру сценограф, Ханс-Дитер Шааль. Он создал черно-серые задники с круглой планетой и циферблатами, на которых без пяти двенадцать, и для счастья опять не хватает чуть-чуть; качающийся маятник, на котором повис Сказочник, хозяин и раб своей эпохи; огромные ступни из папье-маше, которые просовывают сестры Золушки для примерки туфельки; дворцовый зал из парадного голливудского мюзикла и громадные шкафы, за дверцами которых происходит превращение космоса в повседневную жизнь. Этот метафорический гротеск хорошо отработал тему Времени.

На «Золушку» театр подготовил три состава исполнителей. Светлане Захаровой, с ее великолепными данными, исполнить такую хореографию – раз плюнуть, и примадонна блистала великолепием, снабжая персонаж манерами герцогини. Сергей Филин с улыбкой плейбоя протанцевал Принца – славного малого в парадном мундире, оживляющегося при виде женских прелестей. Золушка Екатерины Шипулиной другого происхождения: симпатяшка-горничная, которой выпал в жизни звездный шанс. Ее компаньон Дмитрий Белоголовцев – Принц-атлет, и, по совести говоря, какой-нибудь бокс в тяжелом весе ему важнее любовных увлечений. Герой Дмитрия Гуданова – наоборот, Принц-эстет. Такому подходит милая, здравомыслящая Золушка Анастасии Яценко: будет держать в узде своего романтического неврастеника.

И не думайте, что если в этом балете неинтересные танцы, так и посмотреть нечего. Можно, например, сравнивать поцелуи главных героев. Филин с Захаровой целовались сексуально-гламурно (один из зрителей назвал это зрелище «Рублевка-Life»), Шипулина с Белоголовцевым – смачно и всерьез, а Гуданов с Яценко – понарошку. Жаль только, что оценить эротику мало кому удастся: если этой «Золушке» и суждена сценическая жизнь, то в качестве воскресного детского утренника.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
870
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
610
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
693
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
849

Другие новости